Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кратко об электробезопасности

Всегда ли электрический ток производит тепловое действие химическое действие

Авторизованный сервисный центр

  • Главная
    • Услуги
    • Вакансии
    • Контакты
    • Наши партнеры
    • О нас
  • Цены на работы
    • Установка накопительного водонагревателя
    • Установка электрических плит
    • Установка газовых плит
    • Установка встраиваемой электрической техники
    • Установка встраиваемой газовой техники
    • Установка вытяжек
    • Установка газовых и электрических плит
    • Установка стиральных и посудомоечных машин
    • Ремонт газовых и электрических плит
    • Цены на ремонт стиральных машин
    • Ремонт водонагревателей
    • Ремонт холодильников
    • Цены на ремонт посудомоечных машин
  • Cтатьи
    • Установка бытовой техники
    • Запасные части
    • Установочные материалы
    • Автоматические стиральные машины
    • О пользе посудомоечной машины
    • О холодильниках
    • О водонагревателях
    • Газовые и электрические плиты
    • Таблица соотношений единиц измерения давления
    • Общие сведения по водонагревателям компании Мерлони Термосанитари
    • Положение дел с сервисным обслуживанием в Москве
    • Накопительные водонагреватели.
    • Компоненты электрического водонагревателя
    • Эксплуатация и обслуживание водонагревателей
    • Ремонт стиральных машин
    • Ремонт посудомоечных машин
    • Ремонт стиральных машин 2
  • Электрика
    • Электробезопасность
    • Основные расчетные электротехнические формулы
    • Таблицы токовых нагрузок
    • Заземление изануление. Устройство и монтаж
    • Госстандарты электробезопасности
    • Заземление электроустановок >1000В
    • Заземление низковольтных установок (Электротехнический справочник. Том 1. Общие вопросы. Электротехнические материалы. Москва. Энергия. 1980 г.)

      Основные понятия и определения

      Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от опасного и вредного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и электростатических разрядов.

      Организационные мероприятия по электробезопасности – правильная организация и внедрение безопасных методов работ; обучение и инструктаж электротехнического персонала; контроль и надзор за выполнением правил техники безопасности, приемов работы; механизация и автоматизация технологических процессов.

      Технические мероприятия по электробезопасности – обеспечение нормальных метеорологических условий в рабочей зоне, нормированной освещенности, применение необходимых защитных мер и средств; применение безопасных ручных электрических машин (электроинструмента), а также ограждений, блокировок коммутационных электроаппаратов, контрольно-измерительных приборов, спецодежды, спецобуви идр*.

      Травма, вызванная воздействием на организм электрического тока или электрической дуги, называется электротравмой.

      Электротравмы возможны в результате непосредственного контакта человека с токоведущими частями электроустановки, а также в случаях прикосновения к металлическим конструктивным нетоковедущим частям электрооборудования, изоляция которого нарушена и имеет место замыкание токоведущих частей на корпус.

      Прикосновение человека к токоведущим частям электроустановки может быть двухфазным (двухполюсным) и однофазным (однополюсным).

      Электрическим замыканием на землю называется случайное электрическое соединение токоведущей части электроустановки непосредственно с землей, нетоковедущими проводящими конструкциями или предметами, не изолированными от земли.

      Зона растекания тока замыкания на землю – зона, за пределами которой электрический потенциал, обусловленный токами замыкания, может быть условно принят равным нулю.

      Напряжением относительно земли при замыкании на корпус называется разность потенциалов между этим корпусом и зоной нулевого потенциала.

      В отношении воздействия на человека различают значения тока:

      пороговый ощутимый ток – наименьшее значение ощутимого тока;

      пороговый неотпускающий ток – наименьшее значение неотпускающего тока;

      пороговый фибрилляционный ток – наименьшее значение фибрилляционного тока.

      Напряжение прикосновения – напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек.

      Напряжение шага – напряжение между двумя точками цепи тока, находящимися одна от другой на расстоянии шага, на которых стоит человек (на земле, на полу и т. д.).

      Заземление – преднамеренное электрическое соединение с заземляющим устройством частей электроустановки, нормально не находящихся под напряжением.

      Малое напряжение – номинальное напряжение не более 42 В, применяемое в целях уменьшения опасности поражения электрическим током.

      Воздействие электрического тока на организм человека

      Электрический ток, проходя через тело человека, производит тепловое, химическое и биологическое воздействие, тем самым нарушая нормальную жизнедеятельность.

      Химическое действие тока ведет к электролизу крови и других содержащихся в организме растворов, что приводит к изменению их химического состава и, следовательно, к нарушению их функций.

      Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток организма, в частности, нервных клеток и всей нервной системы. Такое возбуждение может сопровождаться судорогами, явлениями паралича. В ряде случаев возможен паралич дыхательного аппарата (паралич мышц грудной клетки) и паралич сердца (мышц желудочков сердца), являющийся причиной смертельного исхода. Прекращение работы сердца под действием электрического тока может быть в результате непосредственного действия тока на сердечную мышцу, когда ток проходит через область сердца, или рефлекторным – вследствие нарушения функции центральной нервной системы.

      Степень поражения человека и тяжесть электрического удара зависят главным образом от значения тока, проходящего через тело человека, пути тока в теле человека и длительности его прохождения.

      Зависимость допустимых для человека значений токов от продолжительности воздействия приведена на рисунке.

      Допустимые для человека значения тока в зависимости от продолжительности воздействия.

      1 – переменный ток 50 Гц;
      2 – постоянный ток.

      Классификация электроустановок

      Электроустановки в отношении мер безопасности разделяются на:

      1. электроустановки напряжением выше 1000 В с глухозаземленной нейтралью (с большими токами замыкания на землю);
      2. электроустановки напряжением выше1000 В с изолированной нейтралью (с малыми токами замыкания на землю);
      3. электроустановки напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью;
      4. электроустановки напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью.

      Электромашинными помещениями (ЭМП) называются помещения, в которых совместно могут быть установлены электрические генераторы, вращающиеся или статические преобразователи, электродвигатели, трансформаторы, распределительные устройства, щиты и пульты управления, а также относящееся к ним вспомогательное оборудование, обслуживание которых производится специальным электротехническим персоналом. Общие требования к ЭМП изложены в Правилах устройства электроустановок.

      В отношении опасности поражения людей электрическим током все помещения (в том числе и электропомещения) разделяются на следующие виды:

      1. помещения с повышенной опасностью, характеризующиеся наличием в них одного из следующих условий, создающих повышенную опасность: сырости или проводящей пыли, токопроводящих полов (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных и т. п.), высокой температуры, возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т. п. с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования – с другой;
      2. особо опасные помещения, характеризующиеся наличием одного из следующих условий, создающих особую опасность: особой сырости; химически активной среды; одновременного наличия двух или более условий повышенной опасности (п. «1»);
      3. помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную опасность и особую опасность (п. «1» и «2»).

      В зависимости от назначения устройства и характера окружающей среды следует применять напряжения согласно таблицы:

      Напряжение, ВОбласть применения
      12Для ручных светильников я электрифицированного ручного инструмента – в помещениях, особо опасных
      36 и 42Для тех же целей – в помещениях с повышенной опасностью, а также для стационарных светильников, подвешенных ниже 2,5 м над полом – в помещениях особо опасных и с повышенной опасностью.
      65Для сварочных работ.
      220Для стационарных осветительных установок.
      220, 380, 660Для электропривода и других технических целей.

      В производственных помещениях допускается применение напряжения до 1000 В при условии, что электрооборудование имеет защищенное исполнение. Применение напряжения выше 1000 В допускается, если оборудование имеет закрытое исполнение или специальные ограждения, для снятия которых необходим инструмент, или при снятии ограждений автоматически снимается напряжение с токоведущих частей.

      Если у Вас остались вопросы – обращайтесь к нам, в авторизованный сервисный центр «Эл Ко-сервис».

      Мы всегда рады помочь в установке приобретенной Вами техники.

      Если у Вас возникли проблемы при эксплуатации стиральной или посудомоечной машины (плиты, духовки, накопительного или проточного водонагревателя, холодильника) – мы всегда рады помочь в решении возникших у Вас проблем.

      Инженерно-технический отдел авторизованного сервисного центра «Эл Ко-сервис»

      © 2009 «Эл Ко-сервис» Москва, ул. Криворожская, д.6А, строение 2, помещение 103А (м. Нагорная) e-mail

      Всегда ли электрический ток производит тепловое действие химическое действие

      Электрический ток, как мы говорили выше, есть процесс движения зарядов в теле, между участками которого создана разность потенциалов. Однако природа «носителей заряда», т. е. тех заряженных частиц, движение которых составляет электрический ток, в разных случаях может быть совершенно различна. Наиболее простым и наглядным является тот случай, когда этими носителями являются просто небольшие заряженные крупинки вещества, например стеклянные шарики в опыте, изображенном на рис. 71. Но такие случаи очень редки и не типичны для явления электрического тока. В подавляющем большинстве случаев прохождения тока через различные тела носителями заряда являются либо ионы вещества (положительно или отрицательно заряженные молекулы или атомы), либо свободные электроны. В первом случае говорят, что вещество обладает ионной проводимостью или что механизм проводимости является ионным. Во втором случае говорят об электронной проводимости. Известны и случаи смешанной проводимости, когда носителями заряда являются и ионы и электроны одновременно.

      Во всех случаях электронной и ионной проводимости перемещение отдельных электрически заряженных частиц непосредственно не наблюдается. Однако электрический ток вызывает различные явления, которые не имеют места при покоящихся зарядах, и по этим сопутствующим явлениям или признакам тока можно всегда определить наличие тока. Познакомимся с этими явлениями.

      Соединим с источником тока приборы, изображенные на рис. 72. При замыкании ключей будут происходить следующие явления.

      Рис. 72. Различные действия тока: а) светится электрическая лампочка накаливания; б) поворачивается перпендикулярно к проводу с током магнитная стрелка; в) выделяются водород и кислород из подкисленной воды, налитой в -образный стеклянный сосуд

      1. Нить лампочки раскаляется и начинает светиться (рис. 72,а). Это значит, что ток вызывает нагревание проводника, по которому он проходит, т. е. электрический ток производит тепловое действие. Отметим, что в этом опыте нагревается не только нить, но и все остальные проводники, только менее заметно.

      2. Магнитная стрелка отклоняется от первоначального положения (рис. 72,б) и остается отклоненной до тех пор, пока ключ замкнут. Электрический ток производит магнитное действие.

      3. На металлических электродах 1 и 2 (рис. 72,в) выделяются газы, которые поднимаются в виде пузырьков и накапливаются в верхней части обеих половин -образного сосуда, заполненного подкисленной водой. Исследуя эти газы, можно убедиться, что на электроде, соединенном с положительным полюсом элемента, выделяется кислород, а на электроде, соединенном с отрицательным полюсом, — водород. Выпуская через краны оба газа в резиновую трубку и погружая ее конец в мыльную воду, можно наполнить смесью этих газов, так называемым гремучим газом, мыльные пузыри. При поднесении спички пузыри взрываются. Мы видим, что при прохождении электрического тока через подкисленную воду происходит разделение ее на составные части. Электрический ток производит химическое действие.

      Опыт показывает, что химическое действие тока наблюдается не во всех проводниках. Электрический ток в металлах не вызывает никаких химических изменений. Наоборот, в растворах серной кислоты, поваренной соли, селитры и во многих других веществах ток вызывает выделение составных частей. Поэтому принято делить все проводники на две группы: проводники первого рода, в которых электрический ток не вызывает химических действий (к ним относятся все металлы, а также уголь), и проводники второго рода, которые под действием электрического тока разделяются на составные части. Проводники второго рода называют еще электролитами, а само явление разложения вещества током – электролизом (от греческого слова «лио» — разлагаю).

      Нагревание проводников при прохождении через них данного тока может быть больше или меньше в зависимости от свойств проводника. В нашем опыте нить лампочки сильно накаливается (свыше 1500°С), а другие провода той же цепи нагреваются чуть заметным образом. Некоторые вещества (например, свинец) можно привести в такое состояние (получившее название сверхпроводящего), при котором они практически совсем не нагреваются током (§ 49). Таким образом, и тепловое, действие тока проявляется в зависимости от свойств проводника.

      Магнитное же действие тока проявляется всегда, независимо от свойств проводников; магнитная стрелка, поставленная параллельно с любым проводником (рис. 73), по которому идет ток определенной силы, всегда испытывает отклонение независимо от свойств проводника. Поэтому магнитное действие тока следует рассматривать как наиболее характерное проявление тока. Отмечая это, Фарадей говорил: «Нет действия, более характерного для электрического тока».

      Рис. 73. Действие электрического тока на магнитную стрелку не зависит от свойств проводника, по которому течет ток. Ток, создаваемый батареей гальванических элементов Б, при замкнутом ключе Кл проходит через твердый (проволока 1), жидкий (раствор проводящей жидкости 2) и газообразный (трубка с разреженным газом 3) проводники, вызывая около каждого из них отклонение магнитной стрелки. Стрелка устанавливается перпендикулярно к проводнику

      Урока. 26. 02. 2009 Тема урока: Электрический ток. Источники тока. Действие тока

      1. Дата урока.26.02.2009

      2.Тема урока: Электрический ток. Источники тока. Действие тока.
      3. Цель и задачи урока:

      • Образовательная: обеспечить формирование первоначальных представлений об электрическом токе; усвоение условий его существования, умений объяснить назначение и роль источника тока в электрической цепи; обеспечить осознанное усвоение учащимися признаков свидетельствующих о наличии электрического тока в проводнике.
      • Воспитательная: содействовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса учащихся.
      • Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, развитие логического мышления и творческих способностей учащихся;

      4. Ведущая идея урока:

      1. Электрический ток- направленное движение заряженных частиц.

      2. Электрический ток возникает только при выполнении двух условий: наличии носителей тока и разности потенциалов.

      3. Электрический ток производит три основных действия: тепловое, химическое и магнитное

      4. Магнитное действие электрический ток производит всегда, даже при протекании в вакууме.

      5. Тип урока:

      • урок усвоения новых знаний;

      6.Форма проведения урока: урок-беседа

      7. Методы обучения:

      • по источнику знаний (словесные, наглядные, практические);

      8. Оборудование и источники информации: установки для демонстрации действия тока (теплового, магнитного, химического), источники тока

      9. Использованная литература, электронные источники. Учебник 8 кл., демонстрационный эксперимент в школе,

      10. Структура урока:

      1. организационный момент- 5 мин.

      2. проверка домашнего задания- 10 мин.

      3. Актуализация опорных знаний- 5 мин.

      4. ход урока- 20 мин.

      5. домашнее задание учеников- 2 мин.

      6. закрепление пройденного материала- 3 мин

      11. Содержание урока. Подробный ход урока c указанием действий преподавателя и ученика:
      1. Проверяем готовность класса к уроку : наличие тетрадей, дневников и учебников на партах; вымыта ли доска, есть ли мел.

      2. ответить по вариантам на вопросы:

      Вариант 1: в чем заключается сходство между полем тяготения и электрическим полем? Какие силы совершают работу по перемещению тел в обоих случаях?

      3.о строении металлов, проводниках, диэлектриках и полупроводниках; о свободных электронах в проводниках, их хаотическом движении;

      4. Электрическое поле, действуя на свободно заряженные частицы в среде, может создавать их направленное дви­жение — электрический ток. Выясним, что нужно для того, чтобы в рассмат­риваемом теле возник и длительное время протекал ток. Во-первых, в веществе тела должны быть свободные заряженные частицы: электроны, ионы. Иначе говоря, среда дол­жна быть проводящей. Во-вторых, в про­воднике должно быть электрическое поле, т. е. определенная разность потенциалов.

      Проведем опыт. Наэлектризуем шар, укрепленный на электроскопе (рис. 192, а). Коснемся шара пальцем (рис. 192, б). За­ряд уходит с шара через наше тело в землю. Через нас протекает ток, хотя мы этого не чувствуем.

      Коснемся заряженного шара метал­лическим проводником с неоновой лампоч­кой (рис. 193). В темноте хорошо видна кратковременная вспышка лампочки. Это подтверждает возникновение тока и

      исчезновение разности потенциалов между шаром и Землей.

      Чтобы сделать электрический ток длительным, нужно поддерживать разность потенциалов, для чего служат источники тока, или генераторы. Самым древним» источником тока яв­ляется электрофорная машина, в которой благодаря разделению зарядов создается не­обходимое напряжение.

      Аналогичное разделение по­ложительных и отрицательных за­рядов происходит в любом другом источнике: гальваническом эле­менте (батарейке) меха­ническом генераторе с постоянным магнитом солнечной ба­тарее калькулятора Источники тока могут иметь различные принципы работы, раз­меры и внешний вид. Сравните один из самых первых применяе­мых учеными источников — термопару и генератор электростанции Первый состоит всего из двух химически раз­личных проволочек, нагреваемых любым нагрева­телем, второй — сложнейшее многотонное уст­ройство.

      Но во всех, без исключения, источниках разность потенциалов, а значит, и электрическая энергия не возникает из ничего. Она создается за счет какого-либо другого вида энергии. В термо­паре — за счет внутренней энергии, в генерато­ре электростанции — за счет энергии струи пара

      Отметим еще один очень важный источ­ник — аккумулятор В нем, как и в обычной батарейке, используется энергия про­текающих химических реакций. Но в отличие от батареек, которые изнашиваются и необратимо те­ряют свои свойства, аккумуляторы можно много­кратно заряжать, возвращая им их первоначаль­ные свойства. Аккумуляторы незаменимы в автомобиле, переносном фонаре, мобильном те­лефоне, ноутбуке (портативном компьютере).
      Действие тока.

      Среда, в которой протекает ток, нагревается, в этом проявляется тепловое действие тока (рис. 202). Именно это действие тока человек давно и успешно ис­пользует в электрических утюгах, паяльниках, кипятильниках, в электролампах с металлической спиралью (лампах накаливания) (рис. 203).

      Тепловое действие тока имеет место не только в твердых проводниках, но и в газах (вспомните молнию), и в жидкостях, в чем можно убедиться на простом опыте. Опустим в стакан с раствором медного купороса два угольных электрода и включим ток (рис. 204). Уже через 20—30 с термометр покажет увеличение тем­пературы раствора. Нагревание среды протекающим током объяснить нетрудно. Электрическое поле, передвигая заряженную частицу в проводящей среде, раз­гоняет ее, т. е. увеличивает ее кинетическую энергию. Но разгоняемая частица неизбежно и многократно сталкивается с частицами среды (атомами, молекула­ми, ионами). Сталкиваясь, она передает им часть своей энергии, что и приводит к росту внутренней энергии проводящей среды.

      Рассмотрим угольные электроды после 2—3 мин прохождения через рас­твор тока. Один из них (соединенный с клеммой « — ») покрылся красноватым на­летом (рис. 205). Это — чистая медь. Значит, электрический ток, проходя через раствор, произвел еще одно действие — химическое. Это действие ток произво­дит и в газах — вспомните запах озона во время грозы (озон — особая форма ки­слорода, его молекулы состоят из трех атомов).

      Для наблюдения еще одного действия тока проведем опыт. Обмотаем мед­ной изолированной проволокой железный стержень (можно несколько сложен­ных вместе гвоздей) и пропустим по такой катушке ток (рис. 206). Поднося ее к мелким железным предметам (гвозди, шурупы, гайки), мы увидим, что катушка с током становится сильным магнитом. Выключив ток, мы обнаружим, что катуш­ка теряет свои магнитные свойства.

      ^ Магнитное действие тока, наблюдаемое в этом опыте, является самым универсальным действием. Оно проявляется при протекании тока как в твердых телах, так и в жидкостях и газах. Именно из-за него возникает треск в радиопри­емниках во время грозы. Даже если заставить перемещаться заряды в сильно разреженном пространстве (в технике такое явление называют током в вакуу­ме), то и здесь ток производит магнитное действие.

      Именно благодаря магнитному действию электрического тока работает лю­бой электродвигатель (электромотор) и всевозможные устройства: громкогово­ритель, телефон и т. д.

      Урок по теме «Действие электрического тока. Направление тока»

      Выбранный для просмотра документ IsaicevaLA_razdatohnj material.doc

      Составьте тексты из фраз А, Б, В

      А. 1. Свободные электроны в металле…

      2. Ионы в металле…

      3. Ионы в электролитах…

      Б. 1. при отсутствии электрического поля…

      2. при наличии электрического поля…

      В. 1. движутся хаотично, совершая небольшие колебания.

      2. движутся в определенном направлении.

      3. движутся хаотично, по всему объёму тела.

      Составьте тексты из фраз А, Б, В

      А. 1. Химическое действие тока…

      2. Тепловое действие тока…

      Б. 1. зависит от его направления.

      2. не зависит от его направления.

      1. при подключении лампы к аккумулятору можно не обращать внимание на полярность подключения

      2. при зарядке аккумуляторов необходимо соблюдать полярность, т.е. «+» к «+», а «–» к «-»

      А) Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом

      Б) Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.

      Выбранный для просмотра документ IsaichevaLA_annotazija proekta.doc

      Аннотация урока для размещения на сайте

      Тема урока: Действие электрического тока. Направление тока.

      Автор урока/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность):

      Исайчева Любовь Александровна, учитель физики

      Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение Болтинская средняя общеобразовательная школа

      Республика/край, город/поселение: Ярославская область Рыбинский район посёлок Судоверфь

      Краткое описание. Урок изучения нового материала, цель урока: знакомство учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии. На уроке используется презентация учителя, тест для проверки учащихся, созданный в программе MAMI Testing.

      Выбранный для просмотра документ IsaichevaLA_instrukcia k test.doc

      Инструкция по выполнению теста.

      Откроем программу MAMI Testing

      В появившемся окне нажимаем ОК

      В оболочке программы выбираем тесты → найти тест → в папке тест выбираем тест — действие электрического тока → открыть → загрузить

      Далее начинаем выполнять тест, нажимая номера вопросов по порядку.

      После выполнения всех 10 заданий нажимает ГОТОВО, компьютер выставляет отметку.

      Выбранный для просмотра документ IsaichevaLA_konspect uroka.doc

      Подробный конспект урока

      Организационная информация

      Действие электрического тока. Направление тока.

      Автор урока (ФИО,должность)

      Исайчева Любовь Александровна, учитель физики

      МОУ Болтинская средняя общеобразовательная школа

      Ярославская область Рыбинский МР посёлок Судоверфь

      Методическая информация

      Изучение нового материала

      познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.

      познакомить учащихся с направлением электрического тока, превращениями энергии электрического тока в химическую, тепловую и магнитную энергию

      способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков

      способствовать развитию умения формулировать, анализировать, делать выводы

      закрепить умения использовать информационно-коммуникационные технологии

      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

      В ходе урока учащиеся приобретут знания о направлении электрического тока, превращениях энергии электрического тока в химическую, тепловую и магнитную энергию

      Закрепят коммуникативные умения, умения анализировать и делать выводы, использовать ИКТ.

      Необходимое оборудование и материалы

      Компьютерный класс, экран, проектор, программные приложения

      ( Power Point , тестирующая система MAMI Testing .); лабораторное оборудования для создания электрической цепи (источник, провода, ключ) и магнитная стрелка; компьютерные модели: неоновая лампа, выделение меди при электролизе CuSO 4. Учебник по физике А.В. Пёрышкина, раздаточные материалы.

      Демонстрации:

      1. Нагревание провода электрическим током (по рисунку в учебнике)

      2. Выделение меди при электролизе CuSO 4 (Компьютерная модель)

      3. Действие электрического тока на магнитную стрелку (демонстрация при помощи лабораторного оборудования)

      Подробный конспект урока

      Знания на данную тему будут неоднократно применяться в жизни. Привлечение учащихся к постановке целей и задач урока.

      Ход и содержание урока

      Организационный момент, сообщение темы урока, знакомство с планом урока (1мин)

      «Стадия вызова» Актуализация опорных знаний (9 минут)

      «Стадия осмысления» Изучение нового материала (20 минут)

      «Стадия рефлексия» Закрепление полученных знаний при помощи выполнения заданий на ПК, выставление отметок за урок (14 минут)

      Домашнее задание (1 мин)

      Организационный момент: Настроить учащихся на урок, проверить готовность учащихся к уроку. Знакомство с темой и планом урока.

      «Стадия вызова» Повторение материала прошлого урока с целью актуализации знаний учащихся. Учитель инициирует размышление, поддерживает внимание и интерес учащихся.

      Проводится фронтальный опрос по следующим вопросам (презентация учителя)

      — Что называют электрическим током? (Направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц)

      — Какие условия необходимы для существования электрического тока? (наличие свободных электронов, наличие внешнего электрического поля)

      — Что называют источником тока? ( Устройство для создания зарядов, электрического поля) Какие источники электрического тока вам известны? (Гальванический элемент, электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор) Чем они отличаются?

      (Различие в том, какой вид энергии превращается в электрическую энергию)

      — Сколько полюсов у источника тока, какие бывают полюса? (У источника 2 полюса + и -)

      — Назовите основные составные элементы, входящие в цепь электрического тока? (источник тока, система соединительных и управляющих устройств, потребители электрической энергии)

      — Назовите знакомые вам элементы изображенные на рисунке (компьютерное задание)

      «Стадия осмысления» Изучение нового материала

      Действиями электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе в цепи, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике.

      С некоторыми действиями электрического тока вы уже знакомы из повседневной жизни.

      А) Учащимся ставится вопрос: приведите примеры теплового действия электрического тока в быту? (ответы учащихся)

      О тепловом действии тока вам уже известно из повседневной жизни: так работают электрический паяльник, электроплитка, утюг, лампа накаливания и многое другое

      Рассмотрим опыт в учебнике на странице 81 (рис 53) нагревание провода электрическим током. Проволока при этом нагревается и, удлинившись, слегка провисает.

      Б) Химическое действие тока можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса.

      Демонстрация опыта: выделение меди при электролизе медного купороса (компьютерная модель) Почему происходит выделение? (Ответы учащихся).

      При взаимодействии вещества с растворителем молекулы вещества распадаются на положительные и отрицательные ионы. Эти ионы приходят в движение в электрическом поле. Положительные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательные ионы – к положительно заряженному электроду (аноду). Водород и металлы всегда выделяются на катоде.

      Вывод: Электрический ток в электролите – это направленное движение ионов в электрическом поле. Применение.

      Химическое действие тока используют в промышленности для добычи алюминия, меди, для хромирования и никелирования поверхностей.

      В) Магнитное действие тока можно понаблюдать на опыте. Действие электрического тока на магнитную стрелку (демонстрация при помощи лабораторного оборудования)

      Магнитное действие тока можно также показать с помощью катушки с железным сердечником (рисунок 55) на странице в учебнике 82. Когда цепь замкнута, к сердечнику притягиваются небольшие железные предметы: гвоздики, железные стружки и опилки.

      Демонстрация взаимодействия двух параллельно расположенных проводников с током (компьютерная модель)

      Г) Рассмотрение направления электрического тока. Так как электрический ток представляет собой направленное движение свободных заряженных частиц в проводнике, то можно говорить о направлении электрического тока. За направление тока условно приняли то направление, по которому могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т.е. направление от положительного полюса источника к отрицательному.

      «Стадия рефлексия» Решение заданий на закрепление материала урока при помощи ПК.

      А) выполнение теста (выполняет половина класса)

      Б) выполнение задания на карточках (вторая половина класса)

      После этого группы меняются местами.

      Для более сильных учеников предложены индивидуальные карточки-задания

      Проверка и оценивание ЗУНов

      На стадии «рефлексия» учащиеся делятся (заранее учителем, на партах находятся маршрутные листы) на 2 группы: 1 группа выполняет тест на компьютерах индивидуально в программе MAMI Testing , 2 группа выполняет задания на карточке.

      Примером какого действия тока служит следующее явление: В электрических лампах тонкая вольфрамовая проволочка накаливается током до яркого свечения

      А) Тепловое действие тока

      Б) Механическое действие тока

      В) Химическое действие тока

      Г) Магнитное действие тока

      2. Примером какого действия тока служит следующее явление: Если намотать на железный гвоздь изолированный провод и концы присоединить к аккумулятору, то гвоздь сможет притягивать небольшие железные предметы

      А) Тепловое действие тока

      Б) Механическое действие тока

      В) Химическое действие тока

      Г) Магнитное действие тока

      3. Какое действие тока позволяет при помощи электрического тока получать алюминий, медь, магний и много других металлов?

      А) Магнитное действие тока

      Б) Химическое действие тока

      В) Механическое действие тока

      Г) Тепловое действие тока

      4. В электрическом чайнике кипит вода. Какое это действие тока?

      А) Химическое действие тока

      Б) Магнитное действие тока

      В) Тепловое действие тока

      Г) Механическое действие тока

      5. Подключенный к источнику тока электрический вентилятор вращается. Это пример какого действия тока?

      А) Химическое действие тока

      Б) Механическое действие тока

      В) Магнитное действие тока

      Г) Тепловое действие тока

      6. С помощью электрического тока осуществляется никелирование, хромирование, серебрение металлических предметов. Какое действие тока позволяет это сделать?

      А) Механическое действие тока

      Б) Магнитное действие тока

      В) Химическое действие тока

      Г) Тепловое действие тока

      7. Если рамку с током поместить между полюсами магнита, то она начинает вращаться, это пример.

      А) Химическое действие тока

      Б) Механическое действие тока

      В) Магнитное действие тока

      Г) Тепловое действие тока

      8. За направление тока в проводнике условно принято.

      А) Направление положительных частиц

      Б) Направление отрицательно заряженных частиц

      В) Направление нейтронов

      Г) Направление электронов

      9. К какому электроду движутся положительные ионы в электролитах?

      А) К аноду(положительному)

      Б) К катоду (отрицательному)

      В) К катоду и аноду

      10. От какого полюса источника тока и к какому движутся в цепи электроны?

      Задания на карточках.

      Составьте тексты из фраз А, Б, В

      А. 1. Свободные электроны в металле…

      2. Ионы в металле…

      3. Ионы в электролитах…

      Б. 1. при отсутствии электрического поля…

      2. при наличии электрического поля…

      В. 1. движутся хаотично, совершая небольшие колебания.

      2. движутся в определенном направлении.

      3. движутся хаотично, по всему объёму тела.

      Составьте тексты из фраз А, Б, В

      А. 1. Химическое действие тока…

      2. Тепловое действие тока…

      Б. 1. зависит от его направления.

      2. не зависит от его направления.

      1. при подключении лампы к аккумулятору можно не обращать внимание на полярность подключения

      2. при зарядке аккумуляторов необходимо соблюдать полярность, т.е. «+» к «+», а «–» к «-»

      А) Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом

      Б) Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.

      Рефлексия деятельности на уроке

      На стадии «рефлексия» учащиеся делятся (заранее учителем, на партах находятся маршрутные листы) на 2 группы: 1 группа выполняет тест на компьютерах индивидуально в программе MAMI Testing , 2 группа выполняет задания на карточке.

      творческое задание – изобразите в ребусах, рисунках действие электрического тока

      В помощь учителю

      Использованные источники и литература (если имеются)

      Перышкин А.В., физика 8 класс, для общеобразовательных учреждений, 8-е издание, Москва, Дрофа, 2007 г.

      Библиотека электронных наглядных пособий Физика 7 – 11 класс, «Кирилл и Мефодий», 2007 г.

      Полянский С.Е., Поурочные разработки по физике, 8 класс, Москва «Вако», 2003 г.

      Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

      Данную тему оптимально изучать с использованием медиаматериалов, т.к. видеоролики позволяют наблюдать действия электрического тока, использование компьютерных моделей усиливает наглядность излагаемого материала, выполнение теста позволяет работать индивидуально и рационально использовать время на уроке. Использование ИКТ усиливает мотивацию изучения материала.

      Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

      Урок разработан и проведён по программе, учебнику А.В. Перышкина в технологии, органично сочетающей в себе достоинства личностно-ориентированного обучения и практической направленности, что позволяет: построить структуру урока, основываясь на социальном и прошлом учебном опыте учащихся; грамотно выстроить цепочку мотивации учебного труд; дать возможность на личностном уровне погрузиться в мир новых знаний и проявить себя каждому учащемуся; направить на личность ребёнка, создание атмосферы сотворчества детей, детей и педагога, детей и “учебного материала”. Урок является 8 из 27 по теме. Полученные знания на уроке помогут для изучения следующей темы: « Сила тока. Единицы силы тока ».

      Магнитное действие тока применение

      Электрический ток производит магнитное действие (рис. 2.8). Другими словами, вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Это замечательное открытие, и его дальнейшее изучение привело к важным практическим следствиям: электрические машины (двигатели и генераторы), электромагниты, телеграфные и телефонные аппараты основаны именно на взаимодействии электрического тока и магнитного поля.

      Рис. 2.8. Магнитная стрелка поворачивается под действием тока. Ток в проводах направлен по ходу часов; северный конец стрелки повернут от нас. Если изменить направление тока, положение стрелки изменится на прямо противоположное: северный конец обернется к нам

      Рис. 2.9. Правило винта. На рисунке изображены круговой ток и расположенная на оси компасная стрелка. Если винт поворачивается по направлению кругового тока, он будет ввинчиваться в направлении от южного конца к северному концу компасной стрелки

      Рис. 2.10. Правило винта. На рисунке изображены прямолинейные проводники с током и по две компасные стрелки, расположенные вблизи проводников. Они повернуты в определенном направлении магнитным полем тока. Северные концы компасных стрелок показывают, в каком направлении нужно вращать рукоятку, чтобы винт ввинчивался по направлению тока

      Ясно, что изучающим электротехнику очень важно понять законы взаимодействия электрического тока и магнитного поля.

      Правило винта. Направление, в котором ток стремится повернуть компасную стрелку, легко определить, пользуясь правилом винта (рис. 2.9 и 2.10).

      Предельная коммутационная способность циклического действия электрического реле — 117. Предельная коммутационная способность циклического действия электрического реле D. Schaltvermögen bei Schaltspielen E. Limiting cyclic capacity F. Pouvoir limite de manoeuvre Наибольшее значение тока, которое выходная цепь электрического… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ГОСТ 19350-74: Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19350 74: Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения оригинал документа: 48. Активное статическое нажатие токоприемника Нажатие токоприемника на контактный провод при медленном увеличении его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Химический источник тока — (аббр. ХИТ) источник ЭДС, в котором энергия протекающих в нём химических реакций непосредственно превращается в электрическую энергию. Содержание 1 История создания 2 Принцип действия … Википедия

      ГОСТ Р 52726-2007: Разъединители и заземлители переменного тока на напряжение свыше 1 кВ и приводы к ним. Общие технические условия — Терминология ГОСТ Р 52726 2007: Разъединители и заземлители переменного тока на напряжение свыше 1 кВ и приводы к ним. Общие технические условия оригинал документа: 3.1 IP код: Система кодирования, характеризующая степени защиты, обеспечиваемые… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Генератор переменного тока — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/23 октября 2012. Дата постановки к улучшению 23 октября 2012 … Википедия

      Источники тока — устройства, преобразующие различные виды энергии в электрическую. По виду преобразуемой энергии И. т. условно можно разделить на химические и физические. Сведения о первых химических И. т. (гальванических элементах и аккумуляторах)… … Большая советская энциклопедия

      Потенциал действия (action potential) — П. д. это самораспространяющаяся волна изменения мембранного потенциала, к рая последовательно проводится но аксону нейрона, перенося информ. от клеточного тела нейрона до самого конца его аксона. При нормальной передаче информ. в нервных сетях П … Психологическая энциклопедия

      ПОДВИЖНОСТЬ НОСИТЕЛЕЙ ТОКА — величина, характеризующая электрические свойства (см.) и полупроводников (см.), равная отношению средней установившейся скорости движения носителей тока (электронов, уст ионов, дырок) в направлении действия электрического поля к напряжённости Е… … Большая политехническая энциклопедия

      Аэротермические электростанции циклонного действия — Изобретение аэротермических электростанций связано с наблюдениями за тепловыми воздушными потоками, поднимающимися в атмосфере. Идеально видеть их ламинарными, но это трудно осуществимая задача, они всегда буду подвержены турбулентности, причем… … Википедия

      В 1820 году датский ученый Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что вблизи проводника с током магнитная стрелка поворачивается, ориентируясь перпендикулярно проводнику. Вскоре после этого французский ученый Андре Мари Ампер открыл, что проводники с током также взаимодействуют друг с другом.

      Дальнейшие исследования показали, что взаимодействие проводников, по которым текут токи, осуществляется посредством магнитного поля, которое создается движущимися зарядами и действует тоже на движущиеся заряды.

      Магнитное действие тока сыграло огромную роль в распространении электричества: чуть заметное движение магнитной стрелки «преобразилось» сегодня в неутомимую работу миллионов электродвигателей.

      Магнитное действие тока замечательно тем, что оно проявляется всегда (химическое действие тока отсутствует при прохождении тока через металлы, а тепловое – при прохождении тока через сверхпроводники). Поэтому магнитное действие тока используют для измерения силы тока.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Выключатель тепловой завесы тепломаш
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector