Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответ недели: обязанности по предоставлению коммунальных услуг

Ответ недели: обязанности по предоставлению коммунальных услуг

Кто отвечает за общедомовой прибор учета по теплопотреблению в МКД, если потребители на прямых договорах с РСО, а дом обслуживает УК? Кто обязан предоставлять копии отчетов ежемесячно с ОДПУ УК или РСО?

Сообщаю Вам следующее:

При наличии ОПУ в доме, потребители которого заключили с РСО прямые договоры, УК обязана ежемесячно снимать показания этого прибора учета. Порядок передачи сведений должен быть прописан в договоре о приобретении КР на СОИ.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Обязанности по предоставлению коммунальных услуг

В части предоставления коммунальных услуг управляющая организация, в частности, обязана (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354):

  • предоставлять их в необходимом объеме и надлежащего качества;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг (за исключением установленных случаев, когда ресурсоснабжающая организация заключает договор с потребителем);
  • при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электроэнергии, принимать (если прибор учета не подключен к интеллектуальной системе учета электроэнергии) показания такого прибора учета в установленный период, предоставить потребителю возможность ознакомиться с ними;
  • обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета (далее — ОДПУ) в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (кроме случаев, когда предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией);
  • уведомлять потребителя о присоединении коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета электроэнергии и начале представления показаний указанных приборов учета посредством такой системы.

Если коммунальные услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ресурсоснабжающая организация), управляющая организация обязана (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ):

  • предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (если они передаются собственниками и нанимателями помещений в управляющую организацию) и ОДПУ;
  • осуществлять контроль качества предоставления коммунальных услуг и непрерывность их подачи;
  • принимать от собственников и нанимателей обращения о нарушениях требований к предоставляемым коммунальным услугам или нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении таких обращений;

обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу МКД для осуществления в предусмотренных случаях приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг либо самостоятельно производить указанные действия по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.

Документ 2

Новые обязанности РСО, УК, ТСЖ

При обращении потребителя правильность ведения расчетов с ним исполнитель может теперь проверить в срок, определенный по договоренности сторон, но не более месяца с момента обращения (если проверка невозможна непосредственно при обращении). Документы по результатам проверки представляются потребителю способом, согласованным между ним и исполнителем, в течение пяти рабочих дней после завершения проверки.

При наличии ОПУ в доме, потребители которого заключили с РСО прямые договоры, УК (ТСЖ, кооператив) обязана ежемесячно снимать показания этого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и направлять их РСО не позднее 26-го числа. Порядок передачи сведений должен быть прописан в договоре о приобретении КР на СОИ.

Если показания ИПУ собственники и пользователи помещений в МКД, заключившие прямые договоры с РСО, передают УК (ТСЖ, кооперативу), последняя должна направлять полученные сведения РСО ежемесячно не позднее 26-го числа текущего месяца.

Если потребители направляют показания индивидуальных счетчиков напрямую РСО, она должна их учитывать при расчете платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (при условии, что сведения получены не позднее 25-го числа расчетного периода). В этом случае полученные от собственников и нанимателей показания РСО должна передать (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) УК (ТСЖ, кооперативу).

Отметим еще один важный момент для УК (ТСЖ, кооператива), управляющей МКД, в котором пользователи заключили прямые договоры с РСО. Управляющее домом лицо обязано обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку такого счетчика в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

1.8.6. Приемка-передача показаний приборов учета

Показания ОПУ. Если в доме имеется ОПУ, его показания ежемесячно снимает УК (ТСЖ) в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и направляет их РСО не позднее 26-го числа этого же месяца. РСО заносит полученные показания в журнал учета показаний ОПУ.

Показания ИПУ. Исполнитель коммунальных услуг (в том числе РСО) принимает ежемесячно от потребителя показания индивидуального счетчика и использует полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца сведения при расчете платы за тот расчетный период, за который были сняты показания. Если сведения поступают в РСО, она должна передать их, с том числе с использованием ГИС ЖКХ, УК (ТСЖ), занимающейся управлением домом.

Если при наличии прямых договоров потребители показания ИПУ передают УК (ТСЖ), последняя (последнее) ежемесячно направляет их РСО в срок не позднее 26-го числа текущего месяца.

Документ 4

С 03.04.2018 в жилищном законодательстве реализована возможность заключения собственниками помещений в МКД, управлением которого занимается УК, ТСЖ или специализированный потребительский кооператив, прямых договоров с РСО, согласно которым последняя выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг. Соответствующие изменения в ЖК РФ внесены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ, о положениях которого мы писали в прошлом номере . Минстрой в связи с поступлением значительного числа вопросов по поводу применения нововведений выпустил Письмо от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04, в котором привел соответствующие разъяснения.

См. статью О.В. Давыдовой «Заключение собственниками помещений прямых договоров с РСО».

Прямой договор и КР на СОИ

Прямой договор — это договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг. А стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ) (холодной, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества), входит в состав платы за содержание жилого помещения. Поэтому переход на прямые договоры не затрагивает отношения управляющего с РСО, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. Как результат, плата за КР на СОИ выставляется РСО лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в доме в составе платы за содержание жилого помещения.

Читайте так же:
Показания счетчика света как понять что

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Гадисламова Ирина Мидхатовна

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Значимость установки общедомовых приборов учета коммунальных услуг в многоквартирных домах нельзя переоценить. Преимущества должны получить все участники коммунального рынка – и ресурсоснабжающие организации, которым нужна достоверная информация о потреблении домом энергии, и управляющие компании с ТСЖ, у которых появится качественный механизм для расчетов с РСО. И, конечно же, потребители, т.е. собственники квартир, для которых это единственная возможность регулирования и учета потребляемых ресурсов, что должно позволить экономить на их оплате.

Индивидуальные счетчики на холодное и горячее водоснабжение, установленные сегодня практически во всех квартирах, решают только часть проблем. Но насколько обоснованной является плата за теплоснабжение – вопрос открытый. И самое главное, как без общедомовых приборов учета оплачивать потребление коммунальных услуг для общедомовых нужд, что скоро станет обязательным. По нормативам опять может получиться дорого и неподъемно.

Значит,общедомовые счетчики ставить все-таки нужно.

Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. И возникает для управляющих компаний и ТСЖ принципиальный вопрос: можно ли поставить общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Для начала сделаем оговорку и признаем, что порядок расчета платы за коммунальные услуги в случае, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, сегодня существует, и его положения достаточно либеральны. С марта 2012 года начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года. Данными Правилами предусмотрена формула для расчета объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, причем такой объем определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях). Тем самым был положен конец спорам между УК и ТСЖ с одной стороны и коммунальщиками с другой, когда покупателям ресурсов к оплате выставлялся объем ресурсов, определенный только расчетным путем, и любое УК или ТСЖ становилось перед выбором: либо тратить на покрытие выпадающей разницы деньги с ремонта и обслуживания, либо копить долг и постепенно идти к банкротству.

Иными словами, сегодня экономически и юридически можно рассчитываться с коммунальщиками без применения приборов учета. Тем не менее, проблема установки счетчиков по-прежнему актуальна, и для ее решения важно понять, чей он, этот пресловутый прибор учета.

Что же по этому поводу говорит законодательство?

Коллективный (общедомовой) прибор учета — это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД, так гласили Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307. В новых Правилах предоставления коммунальных услуг, начавших действовать с 1 сентября 2012 года, дополнено, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования.

То, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, указано в Правилах содержания общего имущества (Постановление Правительства РФ № 491). Как следует из данного документа, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений. При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены дома. Как видно, уже появилось достаточно значимое противоречие: сети начинаются от стены дома, а точка разграничения ответственности за их содержание определяется местом установки прибора учета. То есть Правила признают, что на общедомовых сетях могут работать две обслуживающие организации, а это очень важно, например, для решения вопроса о том, чья аварийно-диспетчерская служба должна устранить аварию – коммунальщиков или УК. Но для нас особенно важно то, что все инженерные сети, начинающиеся от плоскости внешней стены дома, а значит и установленное на них оборудование – ни что иное, как общая собственность.

Правила содержания общего имущества № 491 при одной из корректировок (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) предусмотрели, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). А пунктом 16 Правил содержания общего имущества установлено, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления).

Можно еще отметить и ФЗ РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по которому установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома. ЖК РФ определил, что капитальный ремонт общего имущества в доме возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов.

Таким образом, позиция законодателя с одной стороны весьма последовательна — общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, что означает следующее — их установка и демонтаж возможны только по решению собственников.

Но практика показала, что такое понимание принадлежности приборов учета очевидно не для всех. «Заинтересованные» лица всячески защищали концепцию, при которой одним из признаков общего имущества в многоквартирном доме является источник финансирования его создания, т.е. если собственники не оплачивали создание, строительство и т.д. конкретного объекта или оборудования в доме, то этот объект не будет являться общим имуществом, даже если он связан с домом и обслуживает более одной квартиры.

Читайте так же:
Однофазный многотарифный электросчетчик типа меркурий

То, на что ссылались сторонники исключения приборов учета из состава общего имущества, это ФЗ РФ «О теплоснабжении», который устанавливал, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета». Вопрос — каким образом в этом законе можно было увидеть разрешение устанавливать приборы учета помимо желания собственников?

«Масла в огонь» подлили новые Правила предоставления коммунальных услуг, где содержится примечательная формулировка: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Некоторые посчитали, что указанное положение Правил фактически легализует ситуацию, при которой прибор учета в доме можно установить без решения собственников.

Соответственно, правоприменительная практика четко разделилась. Одни суды признавали приборы учета общей собственностью и предоставляли право принятия решения об их установке и применению только собственникам. Вторые не считали мнение собственников значимым, допуская применение установленных УК или РСО приборов учета без соответствующих решений собственников.

Конечно, наибольшая судебная практика сложилась в отношении общедомовых приборов учета электрической энергии, хотя бы потому что они начали устанавливаться гораздо раньше тепло- и водосчетчиков. Но эта практика достаточно показательна.

Вспомним, что общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей энергосбытовыми и сетевыми организациями, управляющими компаниями и ТСЖ. По существу, собственники квартир узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений, жители шли в суд и оспаривали применение показаний таких счетчиков в расчетах. Но решения были разными.

Для примера приведем несколько цитат из судебных постановлений:

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 2010 год: из анализа представленных в дело документов суд установил, что общедомовой прибор учета электроэнергии не отнесен к составу общего имущества многоквартирного дома. Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни управляющей компанией, ни сбытовой организацией самостоятельно не обслуживается. Договор на обслуживание прибора учета между собственниками квартир (либо управляющей компанией) и иной подрядной организацией отсутствует. Между тем, с октября по январь 2009 г. начисления за электроэнергию по ОДН были произведены в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета. Прибор учета установлен в строгом соответствии с действующим законодательством. Начисления по оплате, произведенные сбытовой организацией потребителям, являются обоснованными.

Верховный суд Удмуртской республики, 2011 год: исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета,его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования — для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

И противоположные позиции судов.

Хабаровский краевой суд, 2011 год: судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Тульский областной суд, 2012 год: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме.

Итак, практика различается. Единства в ней не будет еще долго, пока какая-либо высшая судебная инстанция не даст окончательные и понятные разъяснения.

Поэтому на сегодня остается открытым вопрос: может ли УК или тем более РСО установить прибор учета на многоквартирном доме без решения собственников? Может ли такой прибор учета не признаваться общей собственностью дома? И может ли такой прибор учета использоваться для определения объема потребленных коммунальных ресурсов?

Отвечая на эти вопросы, нужно расставить приоритеты. Что важнее: обеспечение прав собственников или учет потребления энергии? Учитывая, что право собственности у нас является конституционным и гарантируется и Гражданским Кодексом, и Жилищным Кодексом, и многими другими документами – ответ очевиден. Любое несанкционированное вмешательство в общедомовые сети (а установить узел учета энергии без этого невозможно) – это посягательство на строго определенные права легко идентифицируемой группы лиц, собственников квартир в доме. Вне зависимости от целей таких вмешательств это будет нарушение закона. Поэтому управляющей или ресурсоснабжающей организации необходимо выходить на общее собрание и получать положительное решение собственников. Хотя бы по той причине, что незаконно установленный прибор (как любое иное незаконное действие) не обеспечен правовой защитой. И если УК хочет, чтобы расчет платы за коммунальные услуги производился с учетом показаний приборов учета, чтобы можно было обоснованно предъявлять собственникам суммы платежей – решение собственников об установке приборов учета необходимо.

Сложнее ответить на вопрос о том, чьим будет такой прибор учета. Конечно, если работы по его установке производятся за счет собственников, ответ более очевиден. При таком варианте узел учета может быть только общей собственностью. Как быть, если прибор учета ставится за сторонние средства – УК, РСО или за счет бюджета? Более правильным представляется подход, при котором и в рассматриваемом случае прибор учета должен обязательно признаваться общедомовой собственностью, вне зависимости от того, передавался ли он собственникам. Иначе двойственность решения вопроса может породить массу проблем, разной группы сложности. Возникнет множество вопросов: если счетчик не общая собственность, кто несет затраты на его содержание и обслуживание, в какой тариф их включать – в коммунальные или жилищные услуги? Как обеспечить сохранность узла учета, если, например, УК или РСО окажется банкротом? Или кредиторы смогут изъять счетчики из домов? А что делать в том случае, если узел учета поставила одна УК за свой счет, а потом собственники выбрали новую управляющую организацию? Одна компания свой счетчик снимает, а вторая ставит новый?

Читайте так же:
Камышинские электросети показания счетчика

Поэтому понимание ситуации должно быть в пользу собственников. Если ЖК РФ признает все то, что находится внутри дома и обслуживает более одной квартиры, общей собственностью, нужно ввести для узлов учета исключительную принадлежность только к составу общего имущества.

Кто это сделает раньше? Судебная практика или все же законодатель?

Индивидуальный, коллективный, общий: какие бывают счётчики

Счетчиками в быту называют приборы, которые используются для учета объемов потребления воды, газа, электричества, тепловой энергии.

Определения приборов учета содержится в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Коллективный или общедомовый прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Принятое сокращенное название – ОДПУ.

Индивидуальный прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое:
— на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире),
— на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение
при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Принятое сокращенное название – ИПУ.

Общий или квартирный прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на коммунальную квартиру при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире.

Комнатный прибор учета электрической энергии – средство измерения, устанавливаемое на одно жилое помещение потребителя в коммунальной квартире или на несколько жилых помещений, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии, что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях.

Два ИПУ в квартире или два ОДПУ в доме

В первых двух определениях важно, что под прибором учета может пониматься совокупность средств измерения. То есть если в квартире стоит два средства измерения на холодную воду (на кухне и в ванной), то это не делает каждое из них индивидуальным прибором учета. Только в совокупности они могут считаться индивидуальным прибором учета, потому что только вместе они показывают итоговое потребление по всей квартире, нежилому помещению, жилому дому, домовладению.

Минстрой России в письме от 1 июля 2019 г. № 23537-СН/04 давал разъяснения по ситуации, когда в квартире несколько средств измерения:

  • под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома;
  • если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг;
  • акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем для всего индивидуального прибора учета в целом.

Аналогичная история с общедомовым счетчиком. Если в каждом подъезде стоит по средству измерения одного и того же коммунального ресурса, то нельзя сказать, что в доме каждый подъезд имеет ОДПУ. Смысл общедомового счетчика именно в том, чтобы показывать суммарное потребление ресурса всем домом, а не подъездом. При этом Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают формул расчета с использованием «поподъездных» средств измерения. Везде фигурирует именно общедомовой прибор учета.

Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 4 октября 2018 г. № АПЛ18 – 396 оценивал законность понятия общедомового счётчика, изложенного в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Заявителю как раз не нравилось, что содержание понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета» не учитывает случаи, когда имеется независимый прибор учета не всего многоквартирного дома, а лишь его части. Истец считал, что нужно дополнить оспоренную правовую норму указанием на то, что коллективный (общедомовый) прибор учета используется также для определения объемов коммунального ресурса, поданного в часть многоквартирного дома.

Верховный Суд РФ отказал заявителю:

  • оспариваемый пункт включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, не противоречит действующему законодательству и, следовательно, не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца;
  • используемое определение понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета» четко сформулировано, соответствует действительному смыслу разъясняемого термина, какой-либо двусмысленности не допускает;
  • «ссылка заявителя о необходимости уточнить оспоренную формулировку, дополнив ее словами «или часть многоквартирного дома», по существу сводится к требованию об осуществлении правового регулирования в предлагаемой административным истцом редакции по вопросу о способах определения подлежащих оплате объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, что не отнесено к компетенции суда и не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела, заключающегося в нормоконтроле конкретной правовой нормы».

Суд указал, что нет нормативного правового акта большей юридической силы, которому бы не соответствовало оспоренное определение. Другими словами, закон не содержит других определений «общедомового прибора учета», поэтому Правила, утвержденные Постановлением Правительства, ничему противоречить не могут.

Куда жаловаться 20 ответов на вопросы о ЖКХ

Кому пожаловаться на бешеный ценник за отопление и грязь в подъезде?

Всё, что вы спрашивали о начислениях за коммунальные услуги, отношениях с УК и ТСЖ.

Читайте так же:
Обогрев для счетчика электроэнергии

В проекте «Спрашивали? Отвечаем!» мы разбираемся в том, что вам непонятно в работе коммунальщиков и квитанциях ЖКХ, с которыми каждый месяц приходится иметь дело. Вы задали нам больше 300 вопросов, на часть из них (о вывозе мусора, перерасчете и долгах) мы уже ответили. В сегодняшней подборке — ещё 20 историй о непонятных строчках в платежках и начислениях, сложных отношениях с управляющими компаниями и ТСЖ.

Ответы мы искали в законодательных актах и прочих официальных бумагах, а также привлекли к ответу юристов и работников коммунального сектора.

Правда ли, что жильцы домов, в которых меньше шести квартир, могут не платить за капремонт?

Почти. По закону в региональную программу капитального ремонта не включаются дома, в которых меньше пяти квартир. Эта поправка начала действовать в декабре 2018 года.

Отмена платы за капремонт — что за постановление и когда вступает в силу?

По закону компенсации положены только собственникам старше 70 лет (50%) и 80 лет (100%), если они проживают одни или с инвалидом. Последняя поправка начала действовать в январе этого года. Деньги вернут только за норматив, который изменяется в зависимости от региона, то есть компенсация может не покрыть всю сумму. При этом, чтобы оформить такую льготу, нужно обратиться в МФЦ или соцзащиту.

Оплачивать квитанции всё равно нужно — деньги вернут, но потом. Обратите внимание, что право на получение льготы имеют только собственники, у которых нет долгов за капремонт. То есть, прежде чем оформить компенсацию, нужно сначала оплатить всё, что накопили за предыдущие месяцы.

В платежке есть строка «обслуживание спецсчета за капремонт», тариф умножают на квадратные метры. Правомерно ли это?

Да. Решение об открытии спецсчёта на капремонт может быть принято только собранием собственников, обслуживание счёта — платное. Если вам об этом на собрании не сообщили и поэтому вы не могли заявить о несогласии, то можете подать в суд. Если знали, но большинство проголосовало не так, как вы, — ничего не поделаешь, демократия.

Нужно ли оплачивать домофон? Если нет, почему мы оплачиваем? Как отказаться?

Оплату домофона можно условно разделить на две части. Первая — обязательная — за обслуживание, электричество, ремонт и так далее. Эту часть оплачивают все собственники по тому же принципу, что и освещение и уборку в подъезде. Отказаться от оплаты нельзя. Только если домофон устанавливали без решения общего собрания жильцов, можно оспорить договор с домофонной компанией в суде.

— Вторая часть — необязательная. Это оплата трубки в вашей квартире. Если вам она не нужна — нужно обратиться к организации, оказывающей вам соответствующие услуги, с письменным отказом от услуги. Обязательно нужно сохранить доказательства передачи отказа исполнителю. После этого домофонная компания должна прекратить выставлять вам счет за оплату услуг «трубки в квартире», — объясняет юрист, управляющий партнер юридической компании «Бенефактум» Артем Страшнов.

В квитанции услуга может стоять отдельно, а может относиться к содержанию общего имущества. Бывают случаи, когда её дублируют; и это незаконно.

— Если вы не понимаете, откуда у вас в платежке строка «домофон», вам нужно обратиться в УК и попросить предоставить протокол собрания, — объясняет начальник консультационного центра для потребителей Роспотребнадзора по Свердловской области Ирина Короленко.

Что значит «услуга паспортного стола»? У нас в доме нет паспортистки

Услуга была законной до 2017 года, пока не вышел приказ МВД, который её отменил. Если в коммунальной квитанции такая строчка есть, пожалуйтесь в жилищную инспекцию или ФАС.

Наша УК в стадии банкротства и ничего не делает (даже дворника нет), но при этом приходят квитанции на оплату за техсодержание. Обязаны ли мы платить?

Если работы по обслуживанию дома проводятся и ваш дом всё ещё в лицензии этой УК — да. Если работы производятся не полностью — по закону вам обязаны сделать перерасчет, вплоть до полного освобождения от оплаты услуг.

— Важно помнить о том, что компания-банкрот будет стремиться собрать задолженность со всех должников, чтобы раздать ее кредиторам. Если вы просто перестанете оплачивать квитанции, то конкурсный управляющий УК обязательно подаст на вас в суд. Если услуги ЖКХ не оказывались, вы должны доказать это в суде, — поясняет юрист Артем Страшнов.

Должна ли УК сообщать, что жилец должен сделать поверку счетчика на воду?

Нет, обеспечение приборами учета и организация всех работ, с ними связанных, — обязанность собственника. Так что придется самим об этом помнить.

Недавно получили платежку от газовой службы за обслуживание оборудования. Насколько это законно, ведь мы уже платим за газ?

Обслуживание газового оборудования — это отдельная услуга. Ответственность за его безопасность несете вы, поэтому и оплачивать вам. Плату вынесли отдельной строчкой после того, как изменилось законодательство. Хорошая новость в том, что отдавать деньги за обслуживание нужно только раз в год.

До 2019 года за техосмотр газовых плит в квартирах деньги не брали, а сейчас заставили собственников платить. Кто платил за это раньше?

Обязанность возникла после того, как газовое оборудование разделили на внутридомовое и частное-внутриквартирное. Ответственность за состояние и безопасность внутриквартирного оборудования возложена на собственника, так что платите вы не за осмотр, а за техобслуживание. Его осуществляют либо по договору, который УК заключила с подрядчиком, либо по договору между собственниками и специальными компаниями. Возможно, ваша управляющая организация расторгла договор, поэтому теперь жители напрямую платят за обслуживание и техосмотры газового оборудования внутри квартир. Но тогда тариф за содержание жилья должен был уменьшиться на сумму, равную стоимости этой услуги.

Могут ли за долги отключить электроэнергию в доме с электроплитой?

Да, потому что этот момент закон никак не регламентирует. Вместе с тем в законе есть нюансы, используя которые должник может усложнить процесс отключения электричества.
— УК должна предупредить должника об ограничении услуг не менее чем за 20 дней. При этом сперва услугу должны ограничить, а лишь потом отключить: например, поставив в счетчик ограничитель, с которым свет включить можно, а вот стиральную машинку уже нельзя, — комментирует юрист Артем Страшнов. — Если УК сразу отключит электричество, предварительно его не ограничив или не уведомив об отключении должника, то такое отключение будет неправомерным и должник может пожаловаться в контролирующие органы.

Читайте так же:
Электронный счетчик показания тариф

По закону поставщик электроэнергии обязан опломбировать счетчик бесплатно, а с нас просят деньги как за дополнительную услугу. Куда жаловаться?

Вы правы, по закону ввод приборов учета в эксплуатацию должен быть бесплатным. Партнер юридической фирмы «Интеллект» Анна Устюшенко рекомендует в таких случаях жаловаться в жилищную инспекцию или ФАС. По ее словам, такие истории особенно любят антимонопольщики и разбираются в два счета.

Как действует (или не действует) двухтарифная система приборов учета электроэнергии?

Двухтарифные счетчики электроэнергии запрограммированы таким образом, что в ночное время (с 23:00 до 07:00), выходные и праздники вся электроэнергия, которую вы потребили, учитывается в ночном тарифе. Он в два раза дешевле, чем дневной, поэтому можно сэкономить, включая стиральную машинку ночью или в выходной день.

Как и где узнать, сколько нам должны начислять за электричество, и можно ли установить отдельный счётчик электроэнергии на квартиру?

Поставщик электроэнергии обязан размещать информацию о ценах, тарифах и нормативах на своем официальном сайте, в центрах обслуживания или предоставлять по вашему запросу. Узнать, есть ли техническая возможность для установки индивидуального счетчика в вашем доме, можно у инженеров компании-поставщика электроэнергии.

Как платят за отопление в магазине, расположенном в жилом доме?

Точно так же, как в квартире. Постановление, которое регулирует расчет платы за коммунальные услуги, не подразумевает дополнительного порядка для собственников нежилых помещений.

Дом оборудован счетчиками на воду и отопление. Платим по среднему, УК объясняет, что это из-за того, что несколько квартир не прошли очередную поверку. Правомерно ли это? И как действовать, если это не так?

С 1 января 2019 схема расчета за отопление изменилась: теперь в домах, где есть и коллективный теплосчетчик, и хотя бы один индивидуальный, учитываются показания и тех, и других. Если ваш счетчик исправен и прошел поверку, необходимо требовать от управляющей компании принять его показания к расчету — для этого нужно написать заявление. Если не поможет, можно жаловаться на УК в жилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру и, в конце концов, суд.

Что касается оплаты воды, то если есть исправный, поверенный прибор учета в квартире, то сдаем его показания и получаем расчет только за то количество воды, которое потребили. Если всё происходит не так, то процесс тот же — жалоба в УК и далее по всем инстанциям.

Какой алгоритм у начисления платежей за общедомовое потребление? Есть ли предельные нормы?

Если у вас установлен общедомовой счетчик, то из его показаний вычитаются цифры индивидуальных счетчиков и данные квартир, которые платят «по нормативам». Еще есть специальный V-вычет. Его могут применить, например, если электричество использовалось для отопления. Закон действительно предполагает использование нормативов, которые правительство каждого региона установило еще в 2016 году. Согласно разъяснениям Минстроя, ОДН не могут быть больше этих нормативов, а меньше — могут.

В нашем общежитии 1,5 месяца не было технички. Помещения не убирались, но счета выставили полностью. Что делать?

Напишите коллективную жалобу в УК. На нее должны отреагировать — отправить комиссию для проверки качества уборки, составить акт.

Если управляющая компания отказывается выходить на осмотр, не реагирует на жалобы и заявления, то жители самостоятельно могут составить акт, прописав все замечания по уборке мест общего пользования, желательно также прикрепить фото неубранных мест с датой и временем. После этого необходимо обратиться в органы государственного надзора с заявлением об административном правонарушении, — рекомендуют специалисты компании «Лига ЖКХ».

На управляющую компанию также могут повлиять Роспотребнадзор и Санэпидемнадзор.

ТСЖ приватизировало землю вокруг дома и поставило забор и ворота. До 2019 года плату за забор не брали, а сейчас рассчитывают по квадратным метрам квартир в доме. Это законно?

Это должны были решить собственники на общем собрании, так что если его не было, то возникновение в платежке слова «забор» незаконно. Но если собрание всё-таки было и в протоколе есть решение поставить забор и собирать на него деньги, придется подчиниться решению большинства.

Если о собрании вы не знали, можно обратиться в суд. Для начала всё-таки попросите в ТСЖ копию протокола общего собрания собственников, в нем должны быть четко прописаны все итоги: что решено, как и сколько нужно платить за услугу, какая плата предусмотрена с одной квартиры и кто голосовал.

УК начисляет 3% с суммы всех платежей за расчетно-кассовое обслуживание, в платежке на это есть отдельная строчка. Законно ли это?

Под РКО понимают открытие и обслуживание расчетных счетов в банке, которым пользуется ваша управляющая компания. Верховный суд РФ в 2017 году решил, что эта строка в договоре может быть, однако если вы платите напрямую через кассу УК или ТСЖ, то эту услугу оплачивать не должны. Если способа заплатить без комиссии не существует в принципе или он существует формально, но не работает (например, касса в УК, ТСЖ всегда закрыта), то это незаконно. Вам нужно обратиться в Роспотребнадзор — для управляющей организации за это предусмотрены штрафы.

Когда квитанции станут электронными? Глупо же в наше время таскать и раскидывать по ящикам в подъездах эти бумажки

На самом деле вы давно можете оплачивать квитанции по счету в личном кабинете на сайте «Госуслуги» и не обращать внимания на бумажные бланки. Закон обязывает управляющие компании доносить информацию о платежах до всех потребителей, а интернет может быть не у всех. Так что глупо или не глупо — а приходить квитанции будут.

— Если вас очень беспокоят бумажные квитанции — можно провести собрание собственников и отказаться от них. Скорее всего, управляющая компания вам будет только благодарна, — считает юрист Анна Устюшенко.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector