Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теплове реле серии ТРП И ТРН

Теплове реле серии ТРП И ТРН

Тепловые токовые однополюсные реле серии ТРП с номинальными токами тепловых элементов от 1 до 600 А предназначены главным образом для защиты от недопустимых перегрузок трехфазных асинхронных электродвигателей, работающих от сети с номинальным напряжением до 500 В при частоте 50 и 60 Гц. Тепловые реле ТРП на токи до 150 А применяют в сетях постоянного тока с номинальным напряжением до 440 В. Ими комплектуются пускатели ПАЕ четвертого и выше габаритов.
На рис. 1 приведен общий вид одного из реле серии ТРП. В холодном состоянии биметаллический элемент 1 удерживается у одного из отгибов упора 2 пружиной 3, которая одновременно прижимает подвижные контакты 4, закрепленные иа колодке 5, к неподвижным контактам 6 и создает контактное нажатие.
При нагревании биметаллический элемент стремится изогнуться, этому препятствует пружина 3, удерживающая элемент в исходном положении. Если в цепи, защищаемой реле, возникнет недопустимо большой ток, температура биметалла увеличится и изгибающее усилие в элементе станет достаточным для преодоления усилия пружииы. Элемент скачкообразно перемещается к противоположной стороне упора и мгновенно перебрасывает колодку 5 с подвижными контактами в другое коммутационное положение.
После срабатывания элемент удерживается на упоре усилием пружины 3 до тех пор, пока по мере его остывания возвращающее усилие не станет больше удерживающего усилия пружины. Возвращаясь в исходное положение, элемент также скачкообразно переходит от одной стороны упора к другой. При этом мгновенно перебрасывается контактная пружина.
Переключение контактной группы обеспечивает неизменность контактного нажатия до момента срабатывания реле, благодаря чему создается большая надежность работы механизма. Момент перебрасывания биметаллического элемента регулируется изменением числа прокладок 7 между корпусом 8 и скобкой 9, иа которой качается колодка с контактами. Время возврата регулируется подгибкой конца упора 2, иа который опирается биметаллический элемент при срабатывании. Контакты реле выполняются мостикового типа с серебряными напайками.
Гарантированное отсутствие самовозврата для реле с замыкающими контактами может быть обеспечено в условиях эксплуатации путем перевертывания упора 10 и закрепления его аиитом 11 в таком положении, при котором колодка 5 после срабатывания реле ие упрется в него, а запрокинется настолько, что возврат биметаллического элемента в исходное положение ие вызовет возврата контактной группы.
При ручном возврате реле в исходное положение нажимают иа кнопку 13, которая перебрасывает колодку с контактами, и одновременно рычагом 12 возвращает биметаллический элемент. Калибровка реле иа заданный номинальный ток производится поворотом эксцентрика. Регулировка у ставки по номинальному току может производиться в процессе эксплуатации изменением силы предварительного иатяга биметалла при помощи перевода пружинного поводка 14 по фиксирующему его положение зубчатому сектору. При этом на любой уставке кинематика механизм» ие изменяется.
Реле монтируется в коробчатом пластмассовом кожухе.

Двухполюсные тепловые токовые реле серии ТРН с температурной компенсацией, с номинальными токами тепловых элементов от 0,32 до 40 А предназначены главным образом для защиты от недопустимых перегрузки трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, работающих от сети с номинальным напряжением до 500 В при частоте 50 Гц. Реле могут применяться в сетях постоянного тока с номинальным напряжением до 440 В. От коротких замыканий реле не защищают и сами нуждаются в такой защите.
Реле используются в комплектных устройствах (открытых и закрытых) станций управления электроприводами. Конструкция и размеры реле обеспечивают их комплектное встраивание в пускатели серии ПМЕ и типа ПА-300 (ПАЕ-300).


Рис. 2 – Тепловое реле ТРН:
а — общий вид; б — схема теплового реле; 1 — нагреватель; 2 — биметаллическая пластинка; 3 — регулировочный винт; 4 — защелка; 5 — рычаг; 6 — пружина; 7 — кнопка возврата; 8 — подвижный контакт; 9 — неподвижный контакт; 10 — вывод нагревателя

Схема устройства и принципа работы реле показана на рисунке 2. Реле состоит из нагревательного элемента 1, включаемого последовательно в одну из фаз цепи электродвигателя, биметаллической пластины 2, удерживающей спусковой механизм 3, нормально замкнутых контактов 4, которые включаются последовательно в цепь катушки пускателя. При увеличении тока в результате перегрузки двигателя температура нагревательного элемента возрастает. Под воздействием тепла, выделяемого нагревателем и собственного тепла термобиметаллический элемент деформируется, его левая часть, отклоняясь в сторону воздействует на размыкающие контакты и разрывает цепь питания удерживающей катушки, в результате чего пускатель отключается. По истечении времени, необходимого для остывания термобиметаллического элемента после срабатывания, происходит самовозврат размыкающих контактов в первоначальное (замкнутое) положение. Во избежание задержки или отказа самовозврата контактов тепловое реле снабжено устройством для ручного возврата контактов, состоящим из системы рычажков, управляемых кнопкой. Устанавливаемый в тепловом реле нагреватель является сменной деталью и подбирается по номинальному току защищаемого электродвигателя. Ток срабатывания реле может изменяться в определенных пределах при помощи регулятора 4 уставок тока. Пределы регулировки тока срабатывания указаны на шкале уставок тока, расположенной в верхней части реле.

Реле рассчитаны для работы на высоте до 1000 м над уровнем моря (допускается работа на высоте до 2000 м при номинальном напряжении не более 380 В при температуре окружающего воздуха от —40 до о+40 (допускается работа при температуре воздуха +60 при условии снижения максимального тока продолжительного режима) и относительной влажности воздуха не более 90% при температуре +20° и не более 50% при температуре +40°.
Реле выпускаются только в открытом исполнении и не рассчитаны для работы во взрывоопасной среде, а также в среде, содержащей значительное количество пыли, агрессивные газы и пары в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию.
Реле устанавливают в помещениях (на открытых панелях или в оболочках в местах, защищенных от прямого попадания воды, масла, металлической пыли и т. п.), а также на открытом воздухе в оболочках, не подвергающихся воздействию солнечной радиации. Защитные характеристики и работоспособность реле обеспечиваются только при их рабочем положении —на вертикальной плоскости зажимами цепи управления вверх. Частота вибрации и мест крепления может достигать 25 Гц при ускорении не более 0,7 g. Резкие толчки, удары и сильная тряска не допускаются.
В серии ТРН предусмотрены типы реле, предназначенные для работы в условиях тропического (сухого и влажного) климата (см. реле ТРН-Т).
Номинальные токи уставок относятся к температуре окружающего воздуха +20° и любому положению регулятора уставки между крайними рисками шкалы «-5» и « + 5»; при нулевом положении регулятора они являются номинальными токами тепловых элементов (In)
Пределы регулировки номинального тока уставки (при крайних положениях регулятора) составляют:
(0,8—1,2)±0,08 1н —для реле ТРН-8А, ТРН-ЮА;
(0,75—1,3) ±0,08 1Н — для реле остальных типов.
Ток уставки относится к любой температуре окружающего воздуха и любому положению регулятора Уставки. Благодаря наличию в реле температурной компенсации ток уставки практически не зависит от температуры воздуха в месте установки реле и может изменяться в пределах ±3% от номинального тока
уставки на каждые 10° изменения температуры окружающего воздуха от +20°.
Реле не срабатывают при длительном обтекании обоих полюсов током уставки и срабатывают в течение 20 мин после увеличения тока:
на 20% —у реле типов ТРН-8А, ТРН-10А и у реле типов ТРН-8, ТРН-10, ТРН-20, ТРН-25, ТРН-32 и ТРН-40, нагреватели которых установлены заводом-изготовителем реле;
на 20—30%—у реле типов ТРН-8, ТРН-10, ТРН-20, ТРН-25, ТРН-32 и ТРН-40, если нагреватели установлены потребителем.
При обтекании током только одного полюса (аварийный режим электродвигателя) ток срабатывания реле обычно меньше тока срабатывания при двухполюсной работе и не может превысить его более чем на 10%.
Реле ТРН-8, ТРН-10, ТРН-20, ТРН-25, ТРН-32 и ТРН-40 сохраняют свои защитные характеристики при установке любого из предназначенных для этого типа реле сменных нагревателей, поставляемых заводом-изготовителем данного реле.
Реле работают при токах, не превышающих 8-кратный ток любой уставки, и допускают нагрузку 18-кратным номинальным током теплового элемента в течение 0,5 с для реле с тепловыми элементами на номинальный ток до 10 А и в течение 1 с — для реле с тепловыми элементами на большие токи.

Читайте так же:
Автоматический выключатель электромагнитный или тепловой

Ток уставки регулируют поворотом эксцентрика (плавно), а также сменой нагревателей (ступенчато), т. е. изменением номинального тока теплового элемента.
Для каждого типа реле ТРН-8 (ТРН-8Т), ТРН-10 (ТРН-ЮТ), ТРН-20 (ТРН-20Т), ТРН-25 (ТРН-25Т), ТРН-32 (ТРН-32Т) и ТРН-40 (ТРН-40Т) предусмотрен комплект сменных нагревателей.
Нагреватели реле указанных типов различаются фиксатором (наличием и местоположением), установочными размерами и формой мест крепления — все это обеспечивает свободную (без подгонки) установку нагревателей только в реле того типа, для которого они предназначены
На каждом нагревателе имеются маркировка (обозначает величину номинального тока теплового элемента с данным нагревателем, дополненную индексом Т в нагревателях тропического исполнения) и товарный знак завода-изготовителя, который ставится также и на корпусе реле.
У реле с несменными нагревателями номинальный ток тепловых элементов обозначен либо на их наконечниках, либо на корпусе реле.
Выбор реле. Тип реле и номинальный ток теплового элемента выбирают так, чтобы:
а) максимальный ток продолжительного режима реле с данным тепловым элементом (при температуре воздуха в месте установки реле) был не менее номинального тока защищаемого двигателя;
б) ток уставки реле был равен номинальному току защищаемого двигателя или несколько больше этого тока (в пределах 5%);
в) запас на регулировку тока уставки как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения был небольшим,; для этого на шкале уставки следует сохранять одно-два свободных деления в обе стороны от положения регулятора, соответствующего выбранному току уставки.
Ток уставки определяют исходя из того, что каждое из 10 делении шкалы уставки (по 5 делений вправо и влево от нулевой риски) соответствует в среднем 5% номинального тока теплового элемента. Влияние на ток уставки температуры окружающего реле воздуха не учитывается.
По защитной характеристике реле убеждаются, что оно допускает пуск данного двигателя, т. е. при заданной кратности пускового тока двигателя, по отношению к его номинальному току, время срабатывания реле не менее времени, необходимого для пуска двигателя, а также не превышает времени допустимой стоянки двигателя под пусковым током.
Монтаж и эксплуатация. Реле монтируют только в рабочем положении на вертикальной панели (изоляционной или металлической) зажимами цепи управления вверх и закрепляют с лицевой стороны панели двумя винтами, предохраняющими от самоотвипчивапия (допускается-наклон реле до 10° в любую сторону).Для включения реле в цепь главного тока применяют провода длиной не менее 1 м с сечением. Присоединяют к зажимам цепи управления изолированными медными (0,5—1 мм2) или алюминиевыми (2,5 мм2) проводами.
Провода, подводимые к силовым зажимам реле типов ТРН-32, ТРН-32Т, ТРН-40, ТРН-40Т, оконцовывают кабельными наконечниками (для медных проводов применяют медные наконечники по ГОСТ 7386—59, для алюминиевых — медно-алюминиевые по ГОСТ9581—60), а провода, подводимые к силовым зажимам реле других типов и к зажимам цепи управления всех реле,— петлей изтокопроводящей жилы (эти зажимы укомплектованы специальными шайбами с отгибами для удержания проводов в контактном соединении).
В установках переменного тока каждый полюс реле включают последовательно в одну из фаз главной цепи, в установках постоянного тока оба полюса включают последовательно в главную цепь.
Контакт цепи управления включают в цепь управления исполнительного аппарата так, чтобы после срабатывания реле его главная цепь была обесточена за время не более чем 0,5 с. Величина тока уставки (при данном тепловом элементе) зависит от положения эксцентрика регулятора: поворот его вправо (к риске« +5») ведет к увеличению тока уставки, поворот влево (к риске « — 5») — к уменьшению его.
При монтаже эксцентрик устанавливают в положение, при котором ток уставки равен номинальному току защищаемого двигателя (если в технической документации на монтаж электрооборудования нет других указаний). В этом случае (при данном токе и цепи) поворот эксцентрика вправо ведет к загрублепию защиты, т. е. к увеличению минимального тока и времени срабатывания (это может вызвать повреждение двигателя при перегрузках); поворот эксцентрика влево приводит к уменьшению минимального тока и времени срабатывания, т. е. к недоиспользованию двигателя.
Нагреватели устанавливают с тем же товарным знаком, что и на корпусе реле, так как в противном случае завод-изготовитель реле не несет ответственности за его работу. Винтами, снятыми с реле, нагреватели первоначально закрепляют на задних силовых зажимах, потом па передних и закрывают крышкой.
Во избежание повреждения реле не допускается:
длительное протекание тока, превышающего максимальный ток продолжительного режима (для данного теплового элемента и данной температуры воздуха в месте установки реле);
отключение главной цепи реле более чем через 0,5 с после его срабатывания;
эксплуатация в местах, где температура воздуха, окружающего реле, превышает +60°;
нарушение заводской настройки реле.
В нормальных условиях эксплуатации реле специального ухода не требует; необходимо периодически контролировать затяжку винтов крепления нагревателей и присоединительных зажимов, удалять пыль и проверять, не заедает ли подвижная система.
После прохождения тока короткого замыкания реле подлежит осмотру:
при повреждении нагревателей (замыкание витков, раскрытие скрепок, выгорание металла, прогибание до сближения с термобиметаллическими пластинами) заменяют их новыми;
при повреждении реле (искривление и выгорание термобиметаллических пластин, заедание кнопки ручного возврата) заменяют его новым.
Разработка реле и ремонт его в условиях эксплуатации (потребителями) не допускаются, так как при этом защитные характеристики и работоспособность реле могут быть нарушены.

Читайте так же:
Условный тепловой ток реле

Технические характеристики тепловых реле серии ТРН и ТРП

Контакторы КМ

Обеспечим выгодные цены. Пишите tehnolog-zakaz@list.ru

Контакторы КМ-102 (КМ102) DEKraft.

Контакторы КМ-102 предназначены для пуска и останова асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (используются в конвейерах, станках, компрессорах, насосах, кондиционерах, лифтах, эскалаторах, тепловых пушках и завесах и т.д.), для коммутации осветительных сетей. Подробнее о контакторы КМ-102 (КМ102) DEKraft

Тепловое реле РТ-01 (РТ01) для контакторов КМ-102 DEKraft

Тепловые реле РТ-01 DEKraft защищают цепи электродвигателей переменного тока от перегрузки, асимметрии фаз, затянутого пуска и заклинивания ротора. Подробнее о тепловое реле РТ-01 (РТ01) DEKraft

«Компания Технолог» предлагает линейку контакторов КМ-102 фирмы «DEKraft».

Контактор, который иногда еще называют магнитопускателем – это электромагнитный аппарат, обладающий возможностью самовозврата.

Основное предназначение контактора – это включение и выключение электрических цепей на расстоянии.

Контакторы – это самые проверенные временем аппаратами, с помощью которых управляют электродвигателями.

Чаще всего используются контакторы, принцип работы которых заключён на действии электрических магнитов.

Контакторы КМ-102 предназначены для пуска и останова асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (используются в конвейерах, станках, компрессорах, насосах, кондиционерах, лифтах, эскалаторах, тепловых пушках и завесах и т.д.), для коммутации осветительных сетей.

В комбинации с тепловым реле перегрузки они также могут быть использованы в качестве мотор-стартера.

Контакторы выпускаются в соответствии с ГОСТ Р 50030.4.1-2002 (МЭК 60947-4-1-2000).

Контактор может иметь от одного до пяти полюсов.

Номинальный ток в главной цепи контактора может составлять от 1,5 до 4800 А.

Контакторы также различаются по уровню номинального напряжения в главной сети, наличию либо отсутствию вспомогательных контактов, происхождению тока в главной цепи и ряду других оснований.

Контакторы постоянного тока в настоящее время практически не используются.

Среди контакторов переменного тока чаще всего встречаются контакторы с тремя полюсами.

А также у нас Вы сможете приобрести принадлежности контакторов, такие как тепловые реле.

Тепловые реле перегрузки защищают цепи электродвигателей переменного тока от перегрузки, асимметрии фаз, затянутого пуска и заклинивания ротора.

Максимальный ток, который может пропускать тепловое реле, не должен превышать значение номинального тока в той цепи, куда будет данная модель теплового реле устанавливаться.

Ток уставки в тепловом реле должен быть равен или превышать ток в двигателе, который предстоит защищать с помощью теплового реле, и желательно, чтобы превышение тока в двигателе составляло порядка пяти процентов.

В тепловом реле должен быть запас регулировки тока в сторону увеличения и уменьшения.

Чем больше этот запас, тем надёжнее тепловое реле.

На шкале уставки теплового реле должно оставаться одно-два значения в обе стороны от положения рукоятки, определяющего уставку.

В качественных тепловых реле должен иметься индикатор, который показывает состояние теплового реле в настоящий момент.

У нас существуют одни из лучших цен на контакторы КМ-102 и тепловые реле РТ-01.

Весь ассортимент и полные технические характеристики Вы найдете в каталоге продукции.

Выбирайте, звоните (499) 290-30-16 (мнгк), (495) 973-16-54, 740-42-64, 973-65-17 и заказывайте контакторы КМ-102 и тепловые реле РТ-01 компании «DEKraft».

Тепловые реле Schneider Electric серии LRD

Тепловые реле серии LRD предназначены для защиты цепей переменного тока и электродвигателей от перегрузки, исчезновения фазы, затянутого времени пуска и заклинивания ротора. Применяются с контакторами типов LC1.

Читайте так же:
Использование теплового действия электрического тока в теплицах кратко

LRD 01–35 присоединяются с помощью винтовых зажимов. Также возможно крепление с помощью кабелей с наконечником.

LRD 313 – 365313–365 крепятся с помощью винтовых зажимов BTR (с 6-гранным гнездом). Затягивание осуществляется изолированным торцовым ключом №4.

Новая запатентованная технология соединения EverLinkВ® обеспечивает постоянное качество зажима кабелей. Даже в случае текучести (1) проводников сила сжатия кабелей остается неизменной благодаря действию пружины силового соединителя.

Также поставляются реле для присоединения с помощью кабелей с наконечником. Этот способ соединения отвечает требованиям, предъявляемым на некоторых азиатских рынках, и подходит для применения в условиях сильной вибрации (например на железнодорожном транспорте).

(1) Текучесть — явление естественной деформации медных проводников, которое усиливается с течением времени.

1 — Диск регулировки уставок Ir, рабочего тока;

2 — Кнопка «Тест». Нажатие кнопки «Тест» обеспечивает:

  • контроль кабельных соединений цепи управления;
  • имитацию срабатывания реле (воздействие на 2 контакта — НО и НЗ, смотрите рисунок 2);

3 — Кнопка «Стоп». Изменяет состояние НО контакта, не изменяет состояние НЗ контакта.

4 — Кнопка «Возврат».

5 — Индикатор срабатывания реле.

6 — Крышка, защищающая диск регулировки уставок.

7 — Выбор режимов ручного или автоматического повторного возврата.

Тепловое реле состоит из нагревательного элемента, по которому протекает контролируемый ток и термобиметаллических пластин, реагирующих изгибом на повышение температуры нагревательного элемента и воздействующих на отключающий контактный механизм.

Основной характеристикой такого изделия является зависимость времени срабатывания от тока нагрузки (времятоковая характеристика). В соответствии с МЭК 60947-4-1, время срабатывания при протекании через тепловое реле тока кратностью 7,2 от величины тока уставки реле Ir, составляет: для класса 10 А — от 2 до 10 секунд, а для класса 20 — от 6 до 20 секунд.

Рисунок 3 —
Время-токовая характеристика класса 10А
Рисунок 4 —
Время-токовая характеристика класса 20
  1. Симметричная нагрузка, 3 фазы, из холодного состояния
  2. Симметричная нагрузка, 2 фазы, из холодного состояния
  3. Симметричная нагрузка, 3 фазы, при длительном протекании установленного тока (из горячего состояния).

Тепловые реле не предназначены для защиты цепей переменного тока и электродвигателей от токов короткого замыкания. Наоборот, они сами нуждаются в защите предохранителями типов aM, gG, BS88.

Модель теплового реле следует выбирать так, чтобы номинальный ток нагрузки, протекающий через него, находился ближе к середине диапазона уставок. Это необходимо для того, чтобы была возможность регулировки в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Класс 10 A (2) . Присоединение с помощью винтовых зажимов или разъемов

Тепловое реле: устройство, принцип работы, виды и особенности выбора

Долговечность оборудования во многом зависит от перегрузок, которым оно подвергается в процессе эксплуатации. Протекание токов, превышающих номинальные, вызывает дополнительное повышение температуры и преждевременное старение изоляции. Чем выше перегрузки, тем реже они допустимы. Тепловые реле – это специальные устройства, которые отключают потребляющее электроэнергию оборудование при перегрузках. Они предотвращают поломку электромоторов из-за превышения нагрузки по показателям рабочего тока. Любой двигатель имеет свой номинальный рабочий ток, длительное критическое превышение которого вызывает перегрев обмоток силовой установки, разрушает изоляционный слой и приводит к выходу из строя электромотора в целом.

Конструкция и принцип работы реле тепловой защиты

В основе работы тепловых реле лежит закон физики, сформулированный учеными Джоулем и Ленцем еще в 19 веке и определяющий зависимость выделенного тепла от силы тока на конкретных участках электрической цепи. В составе конструкции устройств этого типа предусмотрена спираль – излучатель тепла. Рядом с ней установлена биметаллическая пластина, которая реагирует на излучаемое тепло.

Для изготовления термопластин используют два металлических сплава с различной теплопроводностью, которые во время нагревания/охлаждения меняют свою геометрию. Это свойство биметаллических элементов и лежит в основе работы реле тепловой защиты. Увеличение либо уменьшение тока нагрузки приводит к изменению пространственного расположения и механическому воздействию на толкатель, который размыкает или замыкает контактную группу прибора, подключенную к обмоткам магнитного пускателя (МП). Пускатель мотора срабатывает и отключает нагрузки от электросети.

Стандартная конструкция теплового реле предусматривает:

  • нагревательный элемент;
  • рычаг;
  • контакты с пружиной;
  • кнопку «возврат»;
  • толкатель реле;
  • штангу расцепителя;
  • биметаллическую пластину температурного компенсатора;
  • движок уставки;
  • эксцентрик.

На работу реле тепловой защиты с биметаллическими пластинами воздействует температура окружающего воздуха, которая дополнительно нагревает рабочие элементы конструкции прибора. Чтобы исключить это явление, устройства оснащаются компенсирующими биметаллическими пластинами, которые изгибаются в противоположную сторону по отношению к основным элементам.

Компенсатор регулирует ток срабатывания устройства. Для регулировки применяются эксцентрики с разделенной на две части шкалой. При повороте ручки компенсатора влево значение тока срабатывания уменьшается, а при повороте вправо – увеличивается. Значения тока срабатывания реле регулируют увеличением/уменьшением зазора между толкателем и главной пластиной, за счет действия эксцентрика на дополнительную биметаллическую пластину.

Важно! В случае обрыва либо отключения одной из фаз питания в трехфазной сети, токи нагрузки в оставшихся двух фазах увеличиваются, в результате чего срабатывает тепловое реле. Поэтому расцепитель является основной защитой электродвигателей от работы в аварийных ситуациях при оборванной фазе.

Виды реле защиты от тепловых перегрузок

На рынке электротехнического оборудования представлен большой выбор модулей тепловой защиты для электрических силовых агрегатов. Каждый тип устройства подбирается для конкретной ситуации и определенного типа силовых установок.

Основные разновидности тепловых реле:

  • РТЛ . Серия электромеханических приборов, которые обеспечивают надежную тепловую защиту трехфазных электродвигателей и других силовых установок от критической перегрузки по токам потребления. Помимо этого, реле этого типа защищают электроустановки при нарушении баланса питающих фаз, отсрочке по времени пуска устройств, а также при наличии механических проблем с ротором: заклинивании вала и других неисправностей. Прибор монтируют на контактах ПМЛ (пускателя магнитного) или в качестве самостоятельного элемента с клеммником КРЛ.
  • РТТ. Трехфазные устройства, предназначенные для защиты электродвигателей с короткозамкнутым ротором от токовой перегрузки, перекоса между питающими фазами и в случае механических повреждениях ротора, а также от задержки пускового момента. РТТ имеют два варианта установки: как самостоятельное реле на панели или совместно с магнитными пускателями типа ПМЕ и ПМА.
  • РТИ. Трехфазная разновидность теплового реле, которое защищает электродвигатель от тепловых повреждений обмотки в случае критического превышения значений тока потребления, от асимметрии питающих фаз, задержки пускового момента и в случае механических повреждений движущихся частей ротора. Реле устанавливается на магнитные контакторы КМТ или КМИ.
  • ТРН. Двухфазные устройства электротепловой защиты электрических двигателей, обеспечивающие контроль продолжительности пуска и тока в нормальных рабочих режимах. Контакты возвращаются в исходное состояние после аварийного срабатывания только вручную. Работа теплового устройства абсолютно не зависит от температуры окружающей среды, что актуально для применения в условиях горячих производств и жаркого климата.
  • РТК. Тепловые реле, с помощью которых можно контролировать лишь один параметр – температуру металлического корпуса электрических установок. Для этого используются специальные щупы. Если критические значения температуры превышают заданные, реле типа РТК отключает установку от линии питания.
  • Твердотельные . Вид тепловых реле, в конструкции которых отсутствуют какие-либо подвижные элементы. Работа устройства не зависит от температуры окружающей среды и других характеристик воздуха, что актуально для взрывоопасных цехов и производств химической промышленности. Твердотельные тепловые реле позволяют контролировать длительность разгона электромоторов, оптимальные токи нагрузки, обрывы фазных проводов и заклинивание ротора.
  • РТЭ. Защитные тепловые реле, которые по своему принципу работы напоминают плавкие предохранители. Устройства изготовлены из металлического сплава с низкой температурой плавления. Материал плавится при критической температуре и разрывает цепь, питающую оборудование. Устройства типа РТЭ монтируются непосредственно в корпусы электросиловых установок на штатное место.
Читайте так же:
Автоматические выключатели только с тепловой защитой типа контакт

Все перечисленные выше разновидности тепловых реле служат для одной цели – они защищают электродвигатели и другие силовые электроустановки от токовых перегрузок, при которых увеличивается температура рабочих частей агрегатов до критических и субкритических значений.

Технические характеристики тепловых реле:
Номинальное напряжение переменного тока, В660
Частота переменного тока, Гц50 (60)
Время срабатывания при токе 1,2 Iном, мин20
Время ручного возврата, мин, не менее1,5
Время срабатывания при нагрузке 6-кратным Iном, сРТЛ-10004,5 . 9,0
РТЛ-20004,5 . 12,0
Термическая стойкость реле, с, при нагрузке 18-кратным Iном на ток:до 10А0,5
свыше 10А1,0
Тип релеДиапазон регулирова-ния номинального тока несрабатывания, АМощность, потребляемая одним полюсом реле, ВтТип релеДиапазон регулирова-ния номинального тока несрабатывания, АМощность, потребляемая одним полюсом реле, Вт
Номинальный ток 25А
РТЛ-10010,10 . 0,172,05РТЛ-10082,40 . 4,001,87
РТЛ-10020,16 . 0,262,03РТЛ-10103,80 . 6,001,84
РТЛ-10030,24 . 0,401,97РТЛ-10125,50 . 8,001,68
РТЛ-10040,38 . 0,651,99РТЛ-10147,00 . 10,01,75
РТЛ-10050,61 . 1,001,8РТЛ-10169,50 . 14,02,5
РТЛ-10060,95 . 1,61,8РТЛ-102113,0 . 19,02,75
РТЛ-10071,50 . 2,601,8РТЛ-102218,0 . 25,02,8
Номинальный ток 80А
РТЛ-205323 . 322,43РТЛ-205947 . 643,69
РТЛ-205530 . 413,03РТЛ-206154 . 744,38
РТЛ-205738 . 523,3РТЛ-206363 . 865,62

Как выбрать устройство тепловой защиты

Для правильного выбора подходящей модели теплового реле следует учитывать мощность защищаемого электромотора. Основными параметрами защитных устройств являются:

  1. Номинальный ток, при котором тепловое реле не срабатывает. Его превышение не вызывает незамедлительного отключения цепи. К примеру, если значение больше номинального на 20 %, то тепловое реле сработает примерно через 20-30 минут.
  2. Номинальное напряжение. Как правило, бытовые модели тепловых реле устанавливаются в однофазных сетях переменного тока (220 вольт и 50 Гц), однако существуют и трехфазные модели для промышленных предприятий.
  3. Условия эксплуатации. Категория размещения тепловых реле определяется согласно требованиям ГОСТ 15150. В стандарте описаны допустимые значения температуры и уровень влажности, а также устойчивость приборов к вибрации, ударным нагрузкам, контакту со взрывоопасными газами.
  4. Предел срабатывания теплового реле.
  5. Тип и количество дополнительных контактов для управления.
  6. Чувствительность к перекосу фаз.

Также в маркировке теплового реле обязательно указывается режим возврата (автоматический или ручной).

В некоторых моделях предусмотрена функция «недогрузки», которая позволяет обнаруживать уменьшение тока в цепи, а также опция компенсации температуры окружающей среды – такие модификации считаются самыми удобными и надежными. Кроме того, выпускаются тепловые реле с дополнительными световыми индикаторами. Датчики и светодиоды отображают сигналы включения и состояния.

Поэтому выбор конкретной модели зависит от многих факторов эксплуатации теплового реле – температуры окружающей среды, места установки, мощности подключенного оборудования, необходимости использования средств аварийного оповещения.

Советы по выбору:

  • Для однофазных сетей лучше выбирать тепловые реле с функцией автоматического сбрасывания и возврата контакта в первоначальное состояние через определенный период времени. Это гарантирует повторное срабатывание даже при сохранении аварийной ситуации и перегрузок по току.
  • Для горячих цехов и эксплуатации в условиях жаркого климата подойдут реле с компенсатором температуры воздушной среды – это модели ТРВ. Они обладают самым широким температурным диапазоном эксплуатации.
  • Для оборудования, чувствительного к обрыву фаз, рекомендуется подбирать реле, которое отключает электроустановку даже при обрыве одной фазы.

Реле со световыми индикаторами чаще всего используют на предприятиях промышленности, где требуется оперативное реагирование на аварийные ситуации. Благодаря светодиодным датчикам состояния, оператор может контролировать рабочие процессы.

Цена реле зависит от многих факторов. На стоимость влияют общие технические характеристики, наличие дополнительных функций, используемые в производстве материалы, фирма-производитель. Реле от известных брендов обязательно комплектуются паспортом с подробным описанием технических параметров, а также подробной инструкцией по подключению.

Особенности установки теплового реле

Обычно реле монтируется совместно с магнитным пускателем, обеспечивающим подключение и запуск двигателя. Некоторые модели устанавливаются в качестве самостоятельных приборов на DIN-рейку или на монтажные панели (ТРН или РТТ). Даже если реле ТРН имеет лишь пару входящих подключений, фаз все равно 3. Отключенные фазные провода выводятся с пускателя к мотору в обход устройства. Изменения тока будут происходить пропорционально в каждой фазе, в результате чего достаточно контроля только двух из них. Реле можно подключать и при помощи токовых трансформаторов – это целесообразно при использовании мощных электромоторов.

В любом случае необходимо избегать ошибок при монтаже, к примеру, нельзя подключать тепловое реле с параметрами, которые не соответствуют характеристикам электромотора.

Преимущества перед обычными автоматами

По своей конструкции тепловое реле является тем же устройством автоматического отключения электроустановок от сети питания. Однако в отличие от простых автоматов, которые включают/отключают питание, у реле есть два достоинства:

  1. Возможность регулировать время и момент срабатывания в зависимости от токов перегрузки и продолжительности их воздействия на электроприборы.
  2. Различные варианты коммутации – дистанционная установка в электрощитке либо непосредственный монтаж на магнитном пускателе.

Кроме того, реле обладают меньшими габаритами и массой, более доступной ценой, простой конструкцией и надежностью эксплуатации. Среди недостатков – необходимость периодической настройки и проверки.

Заключение

Тепловые реле (расцепители) – важные элементы системы защиты электродвигателей и других приборов. Устройства защищают практически от любых перегрузок. К тому же реле не подвержены ложным отключениям нагрузки в случае кратковременных скачков тока, что выгодно отличает их от входных автоматов. Их можно устанавливать не только совместно с магнитными пускателями, но и самостоятельно.

Настраиваем тепловое реле

Идеальным вариантом для работы двигателя было бы быстрое его отключение от сети при увеличении заданного значения силы тока. Но в этом случае может сработать тепловое реле защиты, поскольку сила тока в некоторые моменты может в 8 раз превышать номинальное значение. Таким образом, конструкция двигателя (основанная на трех биметаллических пластинах) предусматривает его запуск без каких-либо отключений. Это происходит за счет установки теплового реле нагревательного элемента, выбираемого с учетом времени, необходимого для отключения двигателя (согласно силе тока, который проходит через нагревательный элемент).

Кривая (рис.55.12) отображает случай, когда биметаллические пластины нагревательного элемента горячие (если они будут холодными, то время отключения увеличится). Если тепловое реле настроено на 10 А и подаваемое напряжение составляет 10 А, то отключения не произойдет. Если ток увеличится до 15 А, то тепловое реле отключит двигатель через 80 с (при токе 40 А — 6 с, 60 А – 3 с).

На рис.55.13 изображена кривая, показывающая вариант, когда тепловое реле не защищает трехфазный двигатель, а при обрыве одной из фаз. При потреблении оставшихся обмоток напряжения 10 А, двигатель будет отключен тепловым реле через 240 с. При увеличении тока до отметки в 15 А, отключение состоится через 40 с (если ток составит 20 А, то 18 с).

Мы видим, что тепловое реле настроенное на 10 А отключит двигатель при необходимости, но через длительный период времени. Таким образом, тепловое реле не следует настраивать на величину тока больше номинального значения (указано на табличке, прикрепленной к двигателю).

Если двигатель начинает потреблять тока меньше, чем указано на его корпусе, это будет значить, что его сила (указанная на корпусе) отвечает напряжению, которое двигатель потребляет при номинальном значении мощности. Если взять компрессор, работающий с конденсатором воздушного охлаждения, то в зимнее время потребляемый им ток будет меньшим, чем летом (давление конденсации больше). При этом, реле тепловой защиты должно быть настроено на максимальное значение потребляемой силы тока, которое не превышает цифры, указанные на корпусе.

Если перегрев двигателя вызван поломкой охлаждающего вентилятора (рис.55.14), то тепловое реле не сможет реагировать на аномальное увеличение температуры двигателя и его обмоток. Аналогичная ситуация произойдет и при сильном загрязнении оребренного корпуса двигателя. Охлаждение обмоток будет происходить хуже, и перегрев двигателя неизбежен. При этом реле тепловой защиты не сможет предотвратить перегрев, поскольку потребляемый ток не повышается. Опасное повышение температуры может предотвратить только встроенная тепловая защита и вовремя отключить двигатель.

Другой причиной повышения потребляемого двигателем напряжения могут служить и механические неисправности. Увеличение силы тока со временем станет причиной отключения двигателя тепловым реле (встроенной тепловой защитой).

Напомним, что функции теплового реле для каждой обмотки двигателя разные. Из этого следует, что даже если три биметаллических пластинки нагрелись по-разному, то реле выключит двигатель (рис.55.13).

Если речь идет об использовании трехфазного двигателя, то применение дифференциального межфазного реле имеет свои преимущества (рис.55.15). В случае с однофазным двигателем, он потребует специальной схемы подключения.

Если произвести подключение реле согласно схеме, приведенной на рис.55.15 (поз.2), то правая пластина не будет нагреваться, и спустя несколько минут после запуска двигателя реле его отключит. Из этого следует сделать вывод, что после подключения реле, все три биметаллические пластины должны пропускать одинаковый ток (поз.3 рис.55.15).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector