Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технический учет электроэнергии и диспетчеризация управления энергоснабжением промышленного предприятия

Технический учет электроэнергии и диспетчеризация управления энергоснабжением промышленного предприятия

В настоящее время, в проблемах создания эффективного основного производства, вопросы диспетчеризации энергоснабжения промышленного предприятия выходят на первый план. Актуальным является повышение надежности, бесперебойности энергоснабжения, качество и учет энергоносителей. Для эффективности работы производства требует внедрения не только коммерческого, но и технического учета энергоносителей. Это позволит производить учет расхода электроэнергии, как отдельных подразделений, так и удельный расход электроэнергии на производственный цикл, этап, изделие. При этом, в техническом учете электроэнергии потребность в количестве приборов учета на порядок больше, чем в коммерческом. Без автоматизации снятия показаний со счетчиков электроэнергии, невозможно добиться баланса и достоверного расхода энергоносителей по конкретному объекту. Это связано с тем, что съем показаний с привлечением персонала невозможно выполнить единовременно и получить срез показаний счетчиков в одно в заданное время по всему предприятию.

Показания счетчиков учета, снятые в разное время, дают такую величину небаланса, которая не позволяет достоверно контролировать удельные расходы. Достоверный контроль практически невозможен еще и из-за высокой трудоемкости снятия показаний и обработки данных, а оперативный контроль расхода энергоносителей необходим за смену или за цикл производственного процесса. Кроме проблем технического учета электроэнергии, актуальной задачей является внедрение современных средств контроля режимов работы электроустановок. Быстрое выявление, локализация и устранение неисправностей, своевременное получение достоверной информации о причинах отказах электрооборудования и возникновения аварийной ситуации позволяет разработать наиболее эффективные мероприятия по выявлению достоверных причин аварии и своевременное устранение, в итоге — повышение надежности электроснабжения. Практически ни у кого не вызывает сомнений, что автоматизацию управления электроснабжением необходимо делать. А что конкретно делать и как вызывает много вопросов. Во многом это связано с отсутствием опыта внедрения таких систем и опыта работы с ними и сложности оценки стоимости затрат.

К вопросам диспетчеризации управления электроустановками необходимо отнести необходимость выполнения для ряда промышленных предприятий системы обмена технологической информацией с автоматизированной системой Системного оператора (СОТИ АССО) по режимам работы электрической сети. Немаловажным фактором является наличие конструктивных взаимоотношений с энергоснабжающей организацией по надежности и качеству поставляемой электроэнергии. Эти взаимоотношения не могут строиться без современных средств контроля параметров качества электроэнергии, и регистраторов аварийных событий для своевременного и правильного выявления причин возникновения и характера развития аварий в электроустановках на границе балансовой принадлежности.

На основании выше изложенного, можно отметить основной комплекс первичных задач по автоматизации электроустановками, которые необходимо внедрять сегодня или в ближайшей перспективе:

  • технический учет электроэнергии;
  • оперативный контроль режимов работы электрической сети;
  • дистанционное управление электроустановками;
  • СОТИ АССО.

Исходя из опыта работы компании НПФ «ЭНЕРГОСОЮЗ» по построению систем диспетчеризации и автоматизации управления схемами электроснабжения предприятий разных отраслей промышленности, мы сделали вывод: «Только комплексное решение всех задач автоматизации управления электроустановками с четкой разбивкой на этапы внедрения даст ожидаемый эффект». Все отмеченные выше задачи автоматизации целесообразно и технически возможно выполнить единой комплексной системой, без дублирования функций измерения и передачи данных в разных системах. Комплексные системы автоматизации должны иметь возможность внедрения частями, по этапам.

Каждый этап должен быть функционально закончен, и вводиться в работу как законченная система по всем существующим нормам, в частности в соответствии с ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем». Это позволит оценить эффект от внедрения данного этапа и наиболее верно спланировать дальнейшую работу в заданных рамках финансирования модернизации энергетического оборудования.

Относительно высокая стоимость внедрения систем автоматизированного учета электроэнергии и систем управления сдерживает их активное внедрение. На этом фоне так же актуальным является поставленных задач поэтапно. Каждый этап должен быть технически и экономически обоснован. Только получение экономического эффекта от каждого этапа внедрения даст обоснование и целесообразность дальнейшей модернизации систем автоматизации управления электротехническим оборудованием.

В каждом конкретном случае, на каждом конкретном объекте, промышленном предприятии, есть свои особенности; по организации управления электротехническим оборудованием (ЭТО), схемам электроснабжения, состоянию электрооборудования, перспективам развития и т.д. Поэтому, нет единого «рецепта» что и как делать, но общий ход решения проблемы можно выразить следующим образом:

  1. Должны быть определены основные этапы от постановки до полного решения поставленной задачи. Четко обозначаются проблемы и функции, которые необходимо решить в порядке их первостепенной важности.
  2. Должна быть обозначена мотивация к внедрению автоматизированных систем управления: например, удельная стоимость электроэнергии в стоимости выпускаемой продукции, экономическая эффективность производства, расход электроэнергии по подразделению, цеху, смене и т.д.
Читайте так же:
Трехфазный счетчик через один трансформаторы тока

Первый этап всегда несет большую часть нагрузки по реализации общесистемных решений. Необходимо проработать вопросы по каналам связи, серверному оборудованию, программному обеспечению верхнего уровня и автоматизированным рабочим местам.

Основная задача любой системы диспетчеризации это — дистанционный оперативный контроль дежурным персоналом за режимами работы энергетического оборудования и своевременное получение информации о процессах, происходящих на обслуживаемом объекте (телеметрия), а также управление этими процессами (телемеханика и автоматизация) для оптимизации режимов работы энергетического оборудования и увеличения ресурса его работы.

Однако усложняет процесс принятия решения по внедрению системы автоматизации управления отсутствие понимания и веры в эффективность управления ЭТО и готовность персонала к дистанционному управлению электроустановками.

Построение системы диспетчеризации связано с реализацией следующих прикладных задач:

  • получение данных расхода электроэнергии (технический учет);
  • получение данных технологических параметров электротехнического оборудования;
  • передача на центральный диспетчерский пункт всех полученных данных по параметрам работы электроустановок;
  • опрос и диагностика микропроцессорных устройств электротехнического оборудования, в том числе МП РЗА;
  • передача сообщений о неисправности аварийной, охранной и пожарной сигнализации электроустановки (распределительного устройства);
  • визуализация режима работы электрической сети предприятия на экранах, сигнализации при отклонении заданных параметров за уставки, сигнализация о неисправности или аварии в электроустановках;
  • дистанционное управление электротехническим оборудованием;
  • удаленная перенастройка параметров МП РЗА и других МП контроллеров;
  • протоколирование всех событий (аварий, действий диспетчера, включения и выключения исполнительных механизмов, поступления тревожных сигналов и сообщений и т.п.);

При создании систем автоматизации управления электроустановками требуется выполнение работ по сбору большого количества данных. Усложняет проблему состояние и возраст основного электротехнического оборудования, распределенное территориальное расположение электроустановок и, как правило, отсутствие каналов связи.

Особо необходимо отметить, что должна быть разработана четкая структурная схема системы, определены функции, задачи и взаимодействие всех ее составляющих. Эффект резко падает, когда выбирается оборудование или не полностью имеющее необходимые функции для выполнения задач конкретного узла, или наоборот выбирается оборудование, дублирующее эти возможности. В настоящее время появляется все больше средств для реализации систем автоматизации, совмещающие несколько функций, что ранее казалось бы несовместимым.

К примеру, из наиболее простых устройств, можно привести счетчики учета электроэнергии типа СЭТ, которые имеют возможность не только передавать большой пакет данных по параметрам работы ЭТО, но и регистрировать дискретные события. К наиболее сложным изделиям относится многофункциональный контроллер регистрации автоматики и управления электроустановками «БРКУ-2.0» производства НПФ «ЭНЕРГОСОЮЗ». Этот контроллер способен выполнять все задачи по контролю параметров, регистрации аварийных событий, регулирования, автоматики и управления не только ячейкой 110 кВ и выше с выключателем и трансформатором, но и секцией 6/10 кВ или всем распределительным устройством в целом.

Какое оборудование внедрять, и на каком этапе — это и является наиболее сложной задачей. На наш взгляд, порядок решения должен быть примерно следующим: Всегда необходимо начинать с изучения технологии производства предприятия (технология управления ЭТО везде одинакова), с целью выявления проблемных мест и начинать с их решения в части энергетики.

Среди всех систем автоматизации, наибольший приоритет должен отдаваться техническому учету электроэнергии. Только технический учет электроэнергии в составе системы телемеханики дает наибольший экономический эффект. Замена существующего счетчика, или установка нового с функцией телемеханики, объединение их локальной вычислительной сетью, на первом этапе позволит получить достоверные данные для расчета удельных расходов электроэнергии. А в последующем, функция телемеханики позволит вывести параметры работы электроустановки на мнемосхему, т.е. вести удаленный контроль режима работы электрический сети предприятия во всех основных точках. На этом этапе важно выбрать соответствующее программное обеспечение верхнего уровня системы автоматизации (SCADA), позволяющее решать все поставленные задачи не только первого этапа, но и при реализации последующих этапов. Аппаратно данное программное обеспечение должно иметь возможность располагаться как на выделенных серверах системы автоматизации электроустановок, так и на существующих серверных массивах предприятия. Наиболее сложной в реализации первого этапа является выполнение каналов связи между электроустановкой и центром сбора данных, а наиболее сложный технически – выбор и установка серверов, SCADA программы сервера и автоматизированных рабочих мест (АРМ). Не всегда, на первом этапе работы, получается «просчитать» назначение, место установки и количество АРМ. Поэтому SCADA программа должна быть гибкой и иметь широкие функциональные возможности для решения различных задач автоматизации.

Принимая к сведению, что интерфейс технического учета электроэнергии может не соответствовать интерфейсу коммерческого учета электроэнергии, и типовые требования к нему отсутствуют, SCADA программа должна иметь возможность создавать архив показаний счетчиков учета электроэнергии, иметь возможность обрабатывать и формировать отчеты по произвольной форме, определяемой конкретными требованиями конкретного предприятия.

Читайте так же:
Монтаж электрического автомата счетчика

Пример структурной схемы автоматизации управления электроснабжением предприятия показан на рисунке 1.

Рис. 1. Общая структурная схема

В таблице 1 показан вариант разбивки на этапы выполнения полного объема автоматизации управления схемой электроснабжения промышленного предприятия с требованием реализации всех основных функций автоматизированного и автоматического управления, включая передачу данных системному оператору энергосистемы (СОТИ АССО), применительно к структурной схеме, приведенной на рис.1.

Для решения на первом этапе задачи технического учета электроэнергии, минимальное требование к верхнему уровню – сервер, автоматизированное рабочее место инженера (АРМ) и SCADA программа для работы с показаниями счетчиков. SCADA программа должна иметь модульную структуру и функционально расширяться с каждым этапом. Это позволит разнести во времени по этапам внедрения затраты на дорогостоящее технологическое программное обеспечение сервера и АРМ.

Этапы и очередность внедрения автоматизации

Счетчик потребления электроэнергии для предприятий

Результаты опроса предприятий о влиянии положений постановления Правительства РФ № 442, вступивших в силу с 1 июля 2013 г., на конкурентоспособность предприятий

По состоянию на 15.10.2013 в анкетировании приняло участие 29 предприятий (17 — Саратовская область, 9 – Ростовская область, 1 – Тюменская область, 1 – Нижний Новгород, 1 — Самара).

Подавляющее большинство респондентов (96,5%) сообщило о росте своих затрат на электроэнергию (мощность) в июле-августе 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом у большей части предприятий (34,2%) издержки выросли на 10-20%, а почти у четверти респондентов – на 20-30%. И лишь одно предприятие, применяющее шестую ценовую категорию, сообщило о сокращении своих среднемесячных расходов на электроэнергию на 8,2% (2,2 млн. руб. в денежном выражении).

Однако большая часть участников опроса используют третью ценовую категорию при расчетах за электрическую энергию (мощность) – 69 % всех респондентов, еще 5 предприятий применяют первую категорию, 2 – четвертую ценовую категорию, а 3 компании осуществляет покупку электроэнергии и мощности с оптового рынка.

89,7% опрошенных предприятий оснащены приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электроэнергии, и только три предприятия сообщили об их отсутствии.

Кроме того, 83% предприятий проводили энергетические обследования (энергоаудит) за последний год, а 86% — проводили мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности и снижение затрат на энергоресурсы, из них 18 смогли привести данные об объемах экономии, полученной в результате данных мероприятий. Среди самых распространенных мероприятий респондентами были названы применение энергосберегающих ламп, установка частотных преобразователей электродвигателей, техническое перевооружение котельных.

В завершение опроса предприятиям было предложено указать, какие шаги требуется предпринять на уровне Правительства РФ для предотвращения негативных последствий вступления в силу постановления Правительства № 442 (в части ограничений на выбор ценовой категории) на их конкурентоспособность.

56,7% участников опроса считают, что необходима полная отмена введенных ограничений. При этом 26,7% компаний отметили, что эффективным будет предоставление информации, необходимых разъяснений, проведение консультаций. Введение переходного периода (моратория) на применение данной нормы поддерживают 6,7% респондентов, а за введение льгот на установку счетчиков, обучение персонала, энергоаудит высказались 10% респондентов. Также респонденты могли представить собственный вариант ответа на данный вопрос.

Дополнительно предприятиям был задан ряд вопросов, которые позволяют более детально оценить сложившуюся ситуацию: о профиле потребления электроэнергии и возможности его скорректировать, о совокупных затратах на электрическую энергию (мощность) и другие энергоресурсы (за календарный год в стоимостном выражении), а также участникам опроса предлагалось рассчитать свои среднемесячные затраты на оплату электрической энергии (мощности) при различных ценовых категориях при действующем уровне тарифов. Данные расчеты представили только 3 предприятия, мнение которых может считаться наиболее квалифицированным.

Одно из указанных предприятий не обслуживается у гарантирующего поставщика, а осуществляет покупку электроэнергии и мощности с оптового рынка через энергосбытовую компанию. Тем не менее, его затраты выросли в июле 2013 г. по сравнению с июлем 2012 г. на 8,7%, что составило 2142,4 тыс. руб. Отвечая на вопрос о необходимых мерах, предприятие предложило свой вариант: «необходимы льготы при установлении тарифов на передачу электроэнергии по сетям в регионе для потребителей реального сектора экономики».

Два других предприятия столкнулись с более серьезным ростом издержек в июле-августе текущего года: 16,3% и 29%, а их потери в стоимостном выражении составили 380,6 тыс. руб. и 1114 тыс. руб. в месяц соответственно. Оба предприятия применяют при расчетах третью ценовую категорию и их основной объем потребления приходится на дневные часы.

Для урегулирования сложившейся ситуации ими были предложены следующие меры:

  • установление темпов роста тарифа на электроэнергию на 3-5 лет
  • пересмотр временных интервалов пиковых нагрузок в сторону уменьшения часов с 11 (суммарные утренние и вечерние интервалы) до 4-5 часов по первой ценовой зоне
Читайте так же:
Подключение трех фаз счетчика

Однако одна из компаний все же считает необходимой полную отмену введенных ограничений.

Потребителей ставят на счетчик

Массовая установка «умных» систем электроучета обойдется населению и бизнесу в триллион рублей, но никогда не принесет сопоставимых эффектов

Включение стоимости приборов учета в коммунальные тарифы может привести к сверхнормативному росту платежей. Фото РИА Новости

Дорогостоящая программа тотального внедрения интеллектуальных систем учета электроэнергии приведет к увеличению расходов потребителей. В правительстве допускают сверхнормативный рост тарифа для населения, дополнительная нагрузка ляжет и на бизнес. Эффектов от повсеместной установки «умных» счетчиков, которые позволили бы окупить программу, нет, констатируют эксперты. В чем тогда экономика проекта, есть ли в нем необходимость — непонятно, поэтому бизнес предлагает пересмотреть его параметры.

Закон об интеллектуальных системах учета предусматривает, что с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями. До 1 января 2022 года компании могут устанавливать «умные» счетчики — приборы с расширенным функционалом, позволяющие вести учет и передачу показаний дистанционно — по своему усмотрению, после этой даты переход на интеллектуальные устройства становится обязательным.

Проблема в том, что тотальная замена приборов учета не принесет таких эффектов (скажем, экономии на потерях и сборе показаний), которые позволят сделать ее окупаемой. Между тем речь идет о сумме около 1 трлн руб. — такова стоимость программы на долгосрочную перспективу. Кто и как заплатит эти деньги, сейчас решает правительство. Нагрузка так или иначе ляжет на всех потребителей.

В частности, предполагается увеличение тарифа на электроэнергию для населения. Вице-премьер РФ Юрий Борисов в сентябре поручил подготовить поправки в постановление правительства «О формировании индексов размера платы граждан за коммунальные услуги», позволяющие исключить при формировании и мониторинге платы граждан факторы, связанные с организацией учета электроэнергии (копия поручения есть в «НГ»). Другими словами, допускается ситуация, при которой включение стоимости приборов в коммунальные платежи граждан приведет к их сверхнормативному росту. ФАС России уже формально подготовлен такой проект.

Показательно, как в Минэнерго в связи с этим корректируют риторику. «Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета», — обещали в министерстве летом. Но месяц назад регулятор уточнил: «Согласно расчетам Минэнерго, дополнительный рост конечной цены на электроэнергию для потребителей при включении необходимых расходов на установку приборов учета составит 0,09% в год в течение пяти лет».

Это крайне оптимистичная оценка — по данным «НГ», у других ответственных ведомств (в частности, Минэкономразвития) иные расчеты. Согласно этим оценкам, ежегодная замена 4 млн счетчиков в многоквартирных домах будет стоить гарантирующим поставщикам 35 млрд руб. в год, и если ослабить пределы роста стоимости коммунальных услуг и переложить эту сумму на граждан, цена электроэнергии для населения вырастет дополнительно на 7%. Если же не выходить за рамки предельного роста, то сбытовая надбавка из-за кратного роста начнет выдавливать сетевую составляющую в тарифе для населения, у сетевых компаний возникнут выпадающие доходы, которые они переложат в виде перекрестного субсидирования на прочих потребителей — для них прирост платежа составит около 1,5% в год.

По оценкам Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, включение расходов на реализацию положений закона в тарифы для населения требует их прироста до 10% суммарно в первые два года. При этом гарантирующие поставщики не имеют никаких экономических эффектов и выгод, которые могли быть использованы в качестве источников финансирования создания интеллектуальной системы учета — напротив, она потребует значительного увеличения затрат, говорится в письме председателя правления ассоциации Натальи Невмержицкой в комитет Госдумы по энергетике.

«Законом предусмотрена точечная замена приборов учета на интеллектуальные по мере истечения срока поверки (эксплуатации), но она (точечная замена) не несет никаких существенных плюсов для энергосистемы в целом», — сообщили «НГ» в ассоциации. Там предлагают меры, которые позволят добиться некоторой экономии: в частности, менять устройства комплексно и снизить требования к минимальному функционалу индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах.

Читайте так же:
Акт допуска счетчика электроэнергии образец

Опасения высказываются и в правительстве. По данным «НГ», Минстрой крайне заботит влияние дорогостоящей электросетевой программы на финансирование смежных отраслей — водо- и теплоснабжения. В ФАС обеспокоены перспективой сверхнормативного роста коммунальных платежей. Пока ведомство закладывает предельный рост энерготарифов для населения на следующий год в рамках прогноза социально-экономического развития — 5%, и выходить за него не стремится.

«Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги — это предельный уровень изменения стоимости услуг ЖКХ и, в частности, электроэнергии для граждан. Специальных исключений, в том числе о превышении таких индексов из-за установки приборов учета или по иным основаниям, в настоящее время не установлено, — подчеркнул замруководителя ФАС Виталий Королев, слова которого передала «НГ» пресс-служба ведомства. — Вопрос об источнике средств для перехода на автоматизированные системы учета ресурсов и передачу показаний приборов учета электроэнергии в настоящий момент обсуждается в правительстве РФ».

Ранее Виталий Королев пояснял: «Безболенный переход на интеллектуальные счетчики — достаточно серьезная проблема. По предварительным расчетам, в течение 15 лет на их установку необходимо направить около триллиона рублей, что в дальнейшем позволит снижать размер платы граждан за коммунальные услуги. Это очень беспокоит ФАС России, поскольку в прогнозе социально-экономического развития страны не учитываются эти расходы, которые также будет необходимо включить в тариф».

Реализация программы ударит не только по населению, но и по бизнесу, для которого «умные» счетчики будут устанавливать сетевые компании. Стоимость программы ПАО «Россети» по замене и установке приборов учета составляет 599,4 млрд руб. — порядка 37,4 млрд руб. ежегодно, говорится в письме Юрию Борисову Василия Киселева, директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупную энергоемкую промышленность). Включение всех затрат в тариф приведет к его росту на 8-12% в год и увеличению стоимости электроэнергии на 2-5% в год, отмечает он. Кроме того, финансирование установки приборов учета в жилом секторе из-за тарифных ограничений на коммунальные услуги «приведет к риску увеличения перекрестного субсидирования и дополнительному росту платежной нагрузки на предприятия и организации в размере порядка 51,9 млрд руб.», говорится в письме.

«Промышленные потребители, коммерческие и бюджетные организации уже несут значительную долю нерыночной финансовой нагрузки, связанной с поддержкой отдельных регионов РФ, строительством объектов генерации, перекрестным субсидированием и т.д., — отмечает Василий Киселев. — Ее суммарный объем в 2020 году уже достигает 1,09 трлн руб., в 2020-2030 годы прогнозируется дальнейший рост до 1,62 трлн руб. Любые дополнения к этой нагрузке являются критическими, тем более в текущих непростых экономических условиях».

В ходе дискуссий о цифровизации электросетевого комплекса промышленные потребители подчеркивали, что ее необходимо проводить исключительно за счет собственных средств сетевых компании и гарантирующих поставщиков в тех случаях, когда это экономически целесообразно. Говорилось и о необходимости создать экономические стимулы внедрения интеллектуальных приборов учета, позволяющие окупать их установку, подобно тому как крупные потребители самостоятельно строят системы коммерческого учета, соответствующие правилам оптового рынка электроэнергии и мощности. А кроме того, предлагалось дать право потребителям самостоятельно внедрять интеллектуальные системы учета исходя из принципа добровольности и экономической целесообразности.

Однако пока доминирует другая логика. «Окупаемость интеллектуальных систем учета никогда не рассматривалась участниками рынка в качестве надежного источника компенсации затрат на их внедрение регулируемыми организациями, — отметил «НГ» директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим. — Возложение обязанности установки приборов учета на субъекты регулирования делает неизбежным учет соответствующих расходов в тарифной выручке. При этом поскольку это именно обязанность, у регулируемых компаний нет возможности устанавливать приборы учета лишь там, где это приводит к экономии. Да и возможности достигать экономии у сбытовых и сетевых организаций существенно отличаются».

В некоторых случаях оснащение приборами учета границ между сетевыми компаниями действительно может привести к сокращению потерь, однако эта экономия не покроет расходы на тотальную замену счетчиков, объяснил эксперт: «Что касается гарантирующих поставщиков, то подобной сетевым организациям экономии при оснащении многоквартирных домов интеллектуальными системами учета не возникает. Сокращение расходов по сбору показаний существенно ниже издержек по установке и эксплуатации приборов учета. Ситуация усугубляется невозможностью одномоментной замены всех счетчиков и, как следствие, ростом удельных расходов на их установку».

Текущие тарифные решения принимались без учета указанных расходов, заметил Сергей Сасим. «Кроме того, пандемия усугубляет экономическое положение регулируемых организаций за счет дополнительных расходов, связанных с коронавирусом и падением полезного отпуска, — продолжает эксперт. — Все это приводит к ожидаемой проблеме поиска источников финансирования установки интеллектуальных систем учета. Думаю, что вероятность дополнительного роста тарифа, вызванного необходимостью исполнения указанных обязательств, можно оценить как высокую. Перенос сроков выполнения закона не решит проблемы отсутствия источников финансирования в тарифе, а отказ от принятой логики ответственности регулируемых компаний за приборы учета на повестке дня пока не стоит».

Читайте так же:
При температуре электронный счетчик электроэнергии

«Всего в многоквартирных домах около 45 млн счетчиков. Стоимость их замены на так называемые «интеллектуальные» может обойтись в сумму порядка 1,1 трлн руб., — сказал «НГ» начальник департамента развития розничных рынков и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев. — Замена приборов учета граждан в многоквартирных домах на «умные» в условиях ограничения темпов роста платежей за жилищно-коммунальные ресурсы приведет к перекладыванию этих расходов на бизнес. С учетом планов ПАО «Россети» по тотальной замене приборов учета на «интеллектуальные» на предприятиях и в организациях, дополнительный рост цены электрической энергии сверх инфляции составит около 8-13% в год».

«Ожидаемые в связи с внедрением «интеллектуальных» систем учета эффекты являются крайне неубедительными на фоне возможных затрат на их создание. Уже сейчас ясно, что будущие эффекты никогда не станут сопоставимы с планируемыми колоссальными издержками», — подчеркнул эксперт.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ценозависимое потребление

Технология ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» (« smart grid ») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demand response .

Управление спросом (анг. « Demand Response », далее – DR ) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q 1 до величины Q 2 приводит к превращению кривой спроса D 1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину Δ P .

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector