Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия электрического тока

Действия электрического тока. Направление электрического тока — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития критического мышления, педагогики сотрудничества.

Цели: дать представление о превращении энергии электрического тока в другие ее виды (действиях тока); познакомить учащихся с понятием направление электрического тока.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять понятие направление электрического тока; объяснять тепловое, магнитное, химическое действие тока с точки зрения превращения одного вида энергии в другой; применять полученные знания в повседневной жизни; метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения действий электрического тока; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Приборы и материалы: источники тока, лампочки, железная или никелированная проволока, раствор медного купороса, угольные электроды, сосуд, катушка с током, магнитная стрелка, железные гвоздики или скрепки, неоновая лампочка или газосветная трубка, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)

— Назовите основные составные элементы, входящие в цепь электрического тока.

— Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?

— Какие источники электрического тока вы знаете?

— Какова природа электрического тока в металле?

— Что имеют в виду, говоря о скорости распространения тока в проводнике?

(Учитель проводит самостоятельную работу, направленную на проверку усвоения учащимися материала, связанного с условными обозначениями, используемыми в электрических схемах, правильность составления электрических схем.)

1. Как обозначается в электрических схемах резистор?

2. Как обозначается в электрических схемах гальванический элемент?

3. Как обозначается в электрических схемах лампочка?

4. Предложите схему соединения источника тока, звонка и двух кнопок, позволяющих позвонить из двух разных мест.

5. На трамвайных путях в некоторых местах устанавливают автоматические сигналы “Берегись трамвая”. Сигнал зажигается до того, как трамвай подходит, и гаснет, когда трамвай проходит. Предложите схему включения этого сигнала.

III. Изучение нового материала

Действиями тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе в цепи, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. С некоторыми действиями электрического тока вы знакомы. Например, с тепловым действием тока: так работают электрический паяльник, электроплитка, утюг, лампа накаливания и многие другие предметы.

Демонстрация 1. Тепловое действие тока на опыте можно наблюдать, присоединив к полюсам источника тока железную или никелированную проволоку. Проволока при этом нагревается и, удлинившись, слегка провисает. Ее даже можно раскалить докрасна.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 78“Тепловое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 2. Химическое действие тока можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса CuSО4.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 79 “Химическое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

При взаимодействии вещества с растворителем молекулы вещества распадаются на положительные и отрицательные ионы. Эти ионы приходят в движение в электрическом поле. Положительные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательные ионы движутся к положительно заряженному электроду (аноду). Водород и металлы всегда выделяются на катоде.

Вывод. Электрический ток в электролите — это направленное движение ионов в электрическом поле.

Химическое действие электрического тока используют в промышленности (добыча алюминия, меди и других металлов, никелирование, хромирование и др.).

Демонстрация 3. Магнитное действие тока можно показать с помощью катушки с железным сердечником. Когда цепь замкнута, к сердечнику притягиваются небольшие железные предметы: гвоздики, железные стружки, опилки и др.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 77 “Магнитное действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 4. Свечение газов при прохождении тока. В газосветных трубках, применяемых, например, в рекламе, происходит свечение газа под действием электрического тока.

Так как электрический ток представляет собой направленное движение свободных заряженных частиц в проводнике (электронов в металлах, ионов в электролитах), то можно говорить о направлении электрического тока. За направление тока условно приняли то направление, по которому могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т. е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.

IV. Закрепление изученного материала

(Ученики выполняют тренировочное задание № 25 из электронного приложения к учебнику. Учитель проводит опрос-беседу.)

— Где используют тепловое и химическое действия тока?

— Могут ли жидкости быть проводниками? Приведите примеры.

— Могут ли жидкости быть диэлектриками? Приведите примеры.

— Какое действие электрического тока наблюдается в электрической лампочке?

— Какое действие электрического тока наблюдается при позолоте ювелирных изделий?

Читайте так же:
Условный тепловой ток реле

— Какое действие электрического тока наблюдается при поднимании деталей с помощью электромагнита?

— Как направление тока связано с зарядами полюсов источника тока?

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Плюс — минус — интересно”.)

Каждый ученик заполняет таблицу, состоящую из трех граф. В графу “Плюс” записывается все, что понравилось, вызвало положительные эмоции и т. д. В графу “Минус” — негативные впечатления, то, что вызвало неприязнь или осталось непонятным, скучным, бесполезным. В графу “Интересно” вписываются любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке или хотели бы еще узнать, а также вопросы к учителю.

1. § 35, 36 учебника, вопросы и задание к параграфам.

2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1260, 1261.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Презентация на тему: Действие электрического тока

…Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете. 900igr.net

Тема: «Действия электрического тока»

Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи.

1. Дайте определение электрического тока. 2. На какие виды делятся все вещества по проводимости? 3. Приведите примеры проводников и диэлектриков. 4. Как образуются положительные и отрицательные ионы? 5. Каково строение металлов в твёрдом состоянии? 6. Что находится в узлах кристаллической решётки? 7. Что происходит со свободными электронами в металле при помещении его в электрическое поле?

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОВОДНИКАХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УПОРЯДОЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ 8. Что представляет собой электрический ток в металлах?

9. Проводят ли жидкости электрический ток? Электрический ток электролите (жидкости) – это направленное движение ионов в электрическом поле. Электролиты — растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.

10. Является ли электрическим током молния?

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 — 1804 г.г.)

Задание: Выберите на демонстрационном столе оборудование для опыта в соответствии с рисунком. Начертите схему цепи. Соберите цепь. Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока. Проведите опыт. Сделайте выводы. Приведите примеры применения данного действия.

Тепловое действие тока

Химическое действие электрического тока Впервые было открыто в 1800г.

Магнитное действие тока

МИНУТКА ОТДЫХА «ЛЛЛ» — ХУДОЖНИКИ «ППП» — МЫСЛИТЕЛИ

С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон? Какое действие тока используется в электрическом паяльнике? Как по химическому действию тока можно судить о количестве прошедшего электричества? «ПОРЕШАЕМ»

Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током? На каком действии электрического тока основано получение химически чистых металлов? Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока? «ПОРЕШАЕМ»

Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире? А химическое? Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление. Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом? «ПОРЕШАЕМ»

Вам нужно сделать точный слепок с некоторого деревянного рельефа. Не поможет ли в этом электрический ток? Как изготовить посеребрённые или позолоченные ювелирные изделия? Что является источником магнитного поля Земли? «ПОДУМАЕМ»

1. Электрический ток представляет собой упорядоченное движение ……… частиц, в металлах это ……. в растворах солей …….. 2. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна быть …. 3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. ……… 4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …….. 5. О наличии электрического тока можно судить по ……… электрического тока. 6. Мы узнали о 4 действиях электрического тока: …….. План: «ОТЧЕТ-РАССКАЗ»

1. Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов? А) тепловое, Б) химическое, В) магнитное 2. Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник? А) тепловое, химическое и магнитное действия; Б) химическое и магнитное действия, теплового нет; В) тепловое и магнитное действия, химического действия нет; Г) тепловое и химическое действия, магнитного действия нет. «Быстро и в точку»

Читайте так же:
Тепловые расцепители автоматических выключателей защищают при

Сила тока Действие тока на организм человека 0 – 0,5 мА Отсутствует 0,5 – 2 мА Потеря чувствительности 2 -10 мА Боль, мышечные сокращения 10 -20 мА Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения 16 мА Ток, выше которого человек уже не может освободиться от электродов 20 -100 мА Дыхательный паралич 100 мА – 3 А Смертельные желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация) Более 3 А Остановка сердца. ( Если шок был кратким, сердце можно реанимировать.) Тяжёлые ожоги.

§ 35 Приготовить примеры действий электрического тока, встречающихся в жизни. «Домашнее задание»

Применение теплового действия электрического тока

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА Преподаватель ТОГБПО СПО «Котовский индустриальный техникум – Литвинова Л.В. 2014

Тема: Применение теплового действия электрического тока. Цель: Примеры использования тепловых действий электрического тока. Расчет расхода электрической энергии..

План урока: I.Повторение изученного 1)В чем проявляется тепловое действие тока? При каких условиях оно наблюдается? — При прохождении тока по проводнику она нагревается и, удлинившись, слегка провисает.. В электрических лампах тонкая вольфрамовая проволочка нагревается током до яркого свечения. 2)Почему при прохождении тока проводник нагревается? — В проводнике при протекании тока происходит превращение электрической энергии во внутреннюю, и проводник нагревается. 3)Почему, когда по проводнику пропускают электрический ток, проводник удлиняется? — При нагревании проводника увеличивается потенциальная энергия взаимодействия молекул тела; расстояние между молекулами возрастает, проводник удлиняется.

4) По какой формуле можно рассчитать кол-во теплоты, выделяемой проводником с током? Q = I² R T 5)Как формулируется закон Джоуля-Ленца? — Кол-во теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени. 6) Какое устройство называется резистором? Проводник постоянного сопротивления. 7) Для каких целей резисторы можно включать в цепь, соединяя их различными способами? С целью изменения сопротивления, а следовательно силы тока и напряжения на соответствующем участке цепи.

8)Приведите примеры различных соединений потребителей тока, с которыми вы встречались в быту. Люстры, герлянды, электрические конфорки . 9)На каком физическом явлении основано действие этих приборов? Тепловое действие тока – при прохождении тока по проводнику проводник нагревается. 10) Назовите ещё устройства и приборы, в которых используется тепловое действие электрического тока. Кипятильник, паяльник, фен.

11)Дано: 2 проволоки одинаковой длинны медная и железная соединённые друг с другом в первом случае параллельно, а во втором последовательно. В какой проволоке выделится большее количество теплоты? Известно что длинна проволоки 5 метров, а площадь сечения равна 5*10-8 м2. Параллельно Последовательно Дано: L=5 м меди=1.7*10-8 Ом*м железа=9,9*10-8 S=5*10-8 м2 __________________ R1=? Решение L=RS/ ; RS=L ; R=L/S Rмеди=5*1,7*10-8/0,5*10-8 =1,7 Ом Rжелеза=5*9,9*10-8/0,5*10-8=9,9 Ом Т.к. соединение параллельное U1=U2 и Q=(U2/R)*t и поэтому кол-во теплоты обратнопропорционально сопротивлению проводника. Дано: L=5 м меди=1.7*10-8 Ом*м железа=9,9*10-8 S=5*10-8 м2 __________________ R1=? Решение L=RS/ ; RS=L ; R=L/S Rмеди=5*1,7*10-8/0,5*10-8 =1,7 Ом Rжелеза=5*9,9*10-8/0,5*10-8=9,9 Ом Т.к. соединение последовательное I1=I2 и Q=I2Rt и поэтому кол-во теплоты прямопропорционально сопротивлению проводника.

II.История и развитие электрического тока. История электрического освещения началась в 1870 году с изобретения лампы накаливания, в которой свет вырабатывался в результате поступления электрического тока. Самые первые осветительные приборы, работающие на электрическом токе, появились в начале 19 века, когда было открыто электричество. Эти лампы были достаточно неудобны, но, тем не менее, их использовали при освещении улиц. И, наконец, 12 декабря 1876 года русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую «Электрическую свечу», в которой 2 угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводником электричества, накалявшего дугу, и служившую источником света. Лампа Яблочкова нашла широчайшее применение при освещении улиц крупных городов.

III.«Потребители электрической энергии» а) устройство лампы накаливания; 1) Спираль 2) Стеклянный баллон 3) Цоколь лампы 4) Основание цоколя 5) Пружинящий контакт патрона

Нагревательный элемент – это основная часть всякого нагревательного электрического прибора. Энергосберегающая лампа Газоразрядная лампочка светиться под действием коротковолнового излучения.

б) Различные потребители электрической энергии

VI.Формулы расчета стоимости электрической энергии А=Pt Стоимость = А(кВт*ч) х Тариф А работа тока Р мощность тока t время работы потребителя

V. КЛЛ- компактная люминесцентная лампа Я рассчитал экономию израсходованной электроэнергии и стоимость её при использование КЛЛ в своей комнате W= 150*12*30 =54 кВт ч – за месяц Ст.= 54*2,81= 151,74 (руб.) оплата в месяц за лампу накаливания W= 20*12*30 = 7,2 кВт ч если энергосберегающая лампа Ст.=7,2*2,81=20,23 (руб.) оплата в месяц за энергосберегающую лампу Ст.= 151,74-20,23=131,51 (руб.) Ст.=131,51*2=263,02 (руб.) экономия так как в моей комнате 2 КЛЛ Таким образом, получается, что энергосберегающая компактная люминесцентная лампа, несмотря на высокую стоимость, экономичнее, чем дешевая лампа накаливания.

VI. Практическое исследование P1=100Вт=0,1кВт- лампа накаливания P2= 20Вт = 0,02 кВт- энергосберегающая лампа За месяц (30 дней ) Ст1. = 0,1кВт*180 час*2,81 руб= 50,58 руб. Ст2. = 0,02кВт*180час*2,81руб.=10,16 руб. Экономия электроэнергии 18 кВт- 3,6кВт =14,4 кВт За год Ст1.= 0,1 кВт*2190 час*2,81 руб.= 615,39руб. Ст2.= 0,02 кВт*2190 час*2,81 руб. = 123,08 руб. Экономия электроэнергии: 219 кВт – 43,8 кВт= 175 кВт Затраты с учётом стоимости лампочек :с энергосберегающей лампочкой экономия составила 492,3 руб.

Читайте так же:
Тепловое действие тока 8 класс реферат

VII. Энергосбережение – одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с экологическими проблемами. 23 ноября 2009 года президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал федеральный закон № 262-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Что проходит в нашем техникуме по энергосбережению? В нашем техникуме используются энергосберегающие люминесцентные лампы На классных часах проводятся краткий инструктаж по энергосбережению Нагревательные приборы используются рационально Возможности энергосбережения в техникуме. Основные возможности энергосбережения зависящие от нас, студентов – это экономия электроэнергии и тепла Пользоваться электрическим светом, только по необходимости В кабинетах не «гонять» компьютер с утра до вечера Сохранять тепло помогает оклейка и утепление окон. Следить, чтобы двери и окна были плотно закрыты Открыть жалюзи в кабинетах иначе лампочки в кабинетах горят целый день В коридорах горит свет во время уроков

Возможности энергосбережения в своём доме. Заменить лампы накаливания на современные энергосберегающие лампы Выключать неиспользуемые приборы из сети (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр) Стирать в стиральной машине при полной загрузки и правильно выбирать режим стирки Своевременно удалять из электрочайника накипь Не пересушивать бельё это даёт экономию при глажке Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе Ставить холодильник в самое прохладное место на кухне Использовать светлые шторы, обои Чаще мыть окна, на подоконники ставить небольшое количество цветов Не закрывать плотными шторами батареи отопления

VIII. Закрепление изученного материала. Обсудить решение нескольких задач: Спираль электрической плиты укоротили. Как измениться количество выделяемой в ней теплоты, если плитку включить в тоже напряжение. Какое количество теплоты выделится в течении часа в проводнике сопротивление 10 Ом при силе тока в 2 А? Определите количество теплоты которое дает электроприбор мощностью 2 кВт за 10 мин работы. IX. Домашнее задание § 17.4 учебника, вопросы к параграфу

Слова по горизонтали должны означать: 1,2. Английский и русский ученые, установившие на опыте независимо друг от друга, от чего зависит количество теплоты, выделяемое проводником с током. 3. Часть электрической лампы накаливания, которая ввинчивается в патрон. 4. Русский ученый, открывший явление электрической дуги. 5. Металл, из которого изготовляют спираль лампы накаливания. 6. Изобретатель первой лампы накаливания, пригодной для практического использования. 7. Изобретатель дуговой лампы – электрической свечи. 8. Американский изобретатель, усовершенствовавший лампу накаливания и создавший для нее патрон. 9. Материал, из которого изготовляют баллон лампы накаливания. 10. Газ, применяемый для изготовления ламп накаливания.

1) Два резистора R1 и R2 соединены параллельно и подключены к источнику тока. Сила тока в цепи равна I= 2A. Сопротивления резисторов равны соответственно R1=40 Ом и R2 = 60 Ом. Определите силу тока в каждом резисторе. I 2) Найдите сопротивление проводников.

3) Подсчитайте общее сопротивление резисторов, общую силу тока и силу тока в каждом резисторе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Литвинова Лариса ВасильевнаНаписать 4540 30.12.2016

Номер материала: ДБ-059676

  • Физика
  • 10 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.12.2016 572
    30.12.2016 608
    30.12.2016 769

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте так же:
Явления теплового действия электрического тока

Урок физики в 8-м классе. Тема: «Действия электрического тока»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок посвящен изучению действий электрического тока. На уроке учащиеся вспоминают всё, что знают о токе из жизни. Работая в группах, они наблюдают действия электрического тока на самостоятельно проводимых опытах. Практическая работа способствует более глубокому и осознанному усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
План урока177 КБ
Презентация к уроку1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе. Тема: «Действия электрического тока»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-исследование.

  • изучение действий электрического тока экспериментальным путём;
  • формирование исследовательских навыков;
  • создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;
  • формирование навыков работы в группе;
  • познакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством;
  • познакомить с действием электрического тока на организм человека.

Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация ( приложение 1 ). CD Физика 7 – 11 классы. Практикум. Диск 2. С.М.Козел, В.А.Орлов и др.

Лабораторное : источники питания, ключи, резистор (спираль), железный гвоздь, металлические опилки, рамка из провода, дугообразный магнит, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса).

Учитель: Ребята, вы верите в чудеса.

Может быть вы слышали такие слова ( приложение 1 . Слайд 1):

…Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.

А кто сказал эти слова? ( Уильям Шекспир )

Вспомните, пожалуйста, какую тему мы сейчас изучаем? (Электрический ток)

Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!

На обсуждение выставляется лот «электрический ток». Задача обучающихся: как можно больше сообщить информации об электрическом токе логически законченными высказываниями об электрическом токе.

Примерные высказывания обучающихся:

  • Электрический ток течет по проводам.
  • Электрический ток может быть постоянным, может быть переменным.
  • Электрический ток существует в природе.
  • Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
  • Электрический ток опасен для жизни человека.
  • Электрический ток приносит пользу человеку.
  • Силу электрического тока можно измерить. И т. д .

Сегодня мы с вами продолжим изучение электрического тока.

Объявление темы и постановка целей урока совместно с обучающимися.

Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. ( приложение 1 . Слайды 2,3).

Изучить действия электрического тока нам помогут уже имеющиеся у вас знания об электрическом токе.

Воспроизведение опорных знаний ( приложение 1 . Слайды 4 — 7)

  1. Дайте определение электрического тока.
  2. На какие виды делятся все вещества по проводимости?
  3. Приведите примеры проводников и диэлектриков.
  4. Как образуются положительные и отрицательные ионы?
  5. Каково строение металлов в твёрдом состоянии?
  6. Что находится в узлах кристаллической решётки?
  7. Что происходит со свободными электронами в металле при помещении его в электрическое поле?
  8. Что представляет собой электрический ток в металлах?
  9. Проводят ли жидкости электрический ток?
    Электролиты — растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.
    Электрический ток в электролите – это направленное движение ионов в электрическом поле.
  10. Является ли электрическим током молния?

Учитель : Электроны увидеть нельзя, но их упорядоченное движение проявляется очень наглядно и полезно.

Судить о том протекает электрический ток по цепи или нет, можно по его действиям.

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. ( Кант Иммануил немецкий философ, 1724 — 1804 г.г.) ( приложение 1 . Слайд 8)

Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Перед проведением опытов нам необходимо вспомнить технику безопасности. А каковы же правила техники безопасности при работе с электрическими цепями в кабинете физики?

Работа в группах ( общее задание на слайде 9. приложение 1 .).

Выберите на демонстрационном столе оборудование для опыта в соответствии с рисунком.

Начертите схему цепи.

Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока.

Приведите примеры применения данного действия

Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода. (Рис. 1).

( приложение 1 . Слайд 10 – после примеров обучающихся).

Оборудование: источник тока, ключ, провода, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса) (Рис. 2). ( приложение 1 . Слайд 11).

Демонстрация видеофрагментов (CD): 3.12 «Электролиты», 3.13»Электролиз».

Оборудование: источник тока, медный провод, ключ, провода, железный гвоздь, металлические опилки. (Рис. 3).

Демонстрация видеофрагментов(CD): 3.6 «Опыт Эрстеда», 3.17 «Электромагниты».

Учитель демонстрирует опыт по Рис. 4 ( приложение 1 . Слайд 12).

Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия.

Демонстрация действия гальванометра – подключение солнечной батареи с целью показа тока разных направлений.

Минутка отдыха ( приложение 1 . Слайд 13).

Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

  • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
  • Переплетите пальцы рук.
  • Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»
  • Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?
  • Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Учитель: Русская пословица гласит — не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.

«Порешаем». ( Задачи на слайдах 14-16, каждой группе по 3 задачи)

  • С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?
  • Как по химическому действию тока можно судить о количестве прошедшего электричества?
  • Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?
  • Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?
  • На каком действии электрического тока основано получение химически чистых металлов?
  • Какие действия электрического тока проявляются в вашей квартире? А химическое?
  • Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.
  • Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?
  • Какое действие оказывает ток, проходя по волоску электрической лампочки?

«Подумаем» ( приложение 1 . Слайд 17 ).

Вам нужно сделать точный слепок с некоторого деревянного рельефа. Не поможет ли в этом электрический ток?

Как изготовить посеребрённые или позолоченные ювелирные изделия?

Что является источником магнитного поля Земли?

I. Отчет — рассказ о полученных результатах исследований по плану ( приложение 1 . Слайд 18).

  1. Электрический ток представляет собой упорядоченное движение … частиц, в металлах это … , в растворах солей …
  2. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна…
  3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. …
  4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …
  5. О наличии электрического тока можно судить по … электрического тока.
  6. Мы узнали о 3 действиях электрического тока: … .

II. «Быстро и в точку» ( приложение 1 . Слайд 19) .

Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов?

А) тепловое,
Б) химическое,
В) магнитное

Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?

А) тепловое, химическое и магнитное действия;
Б) химическое и магнитное действия, теплового действия нет;
В) тепловое и магнитное действия, химического действия нет;
Г) тепловое и химическое действия, магнитного действия нет.

Учитель: А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.

Сообщение обучающегося “Действие электрического тока на организм человека”.

Тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое действия.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое (химическое) действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава . Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.)

Работающим с электрическими цепями надо знать как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы и соблюдать технику безопасности ( приложение 1 . Слайд 20).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector