Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глубокое заблуждение об отмене поверок счетчиков воды

Глубокое заблуждение об отмене поверок счетчиков воды

Автор: Александр Пратт

Появилась информация, что поверка индивидуальных приборов учёта (счётчиков) горячей и холодной воды отменена. И ни кем-нибудь, а именно правительством Москвы по предписанию прокуратуры.

Данную новость, как правило, выдают за сенсацию, которую просят распространить среди друзей. Однако информация в 90% подобных материалов не только не соответствует действительности, но и вредна для владельцев индивидуальных приборов учета. Но обо всем по порядку.

За что зацепились СМИ, или Собянин vs Лужков

В далеком 2004 году на свет появилось уже нашумевшее постановление правительства Москвы за номером 77-ПП. Называлось оно «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы». Как и многие постановления, оно крайне запутано для обывателей. Говоря иначе, в подавляющем большинстве случаев его никто не читал. Читали только управляющие компании и другие регулирующие органы, для которых такие постановления – призыв к действию.

В упомянутом постановлении есть пункт под номером 3.1, который называется так «Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (приложение 1)». Этот пункт, сам по себе, ничего не дает, кроме отсылки к некоему приложению №1. Это приложении не менее сложное для восприятия, чем основной документ, но в нем как раз и содержится тот пункт, регулирующий набившую оскомину всем поверку.

В пункте 7.9 приложения №1 сказано, что межповерочный интервал, установленный Госстандартом Российской Федерации при утверждении типа приборов учета составляет — для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет.

Именно из этого документы, затем пункта и подпункта и появились эти злосчастные сроки, по истечении которых каждый установивший у себя в квартире счетчики по учету воды обязан был либо пройти поверку, либо поставить новые. Иногда полная замена была гораздо выгоднее. Компании, которые занимаются установкой счетчиков, неплохо на этом зарабатывали, устанавливая цену на поверку чуть ниже, чем на установку новых счетчиков.

По всей видимости, когда готовился этот документ, юристы не подумали [а зря] о российском менталитете. Если в документе есть фраза «не менее 5 лет», то это всего лишь означает, что потребителя нельзя «трогать» раньше. А вот дать ему возможность спокойно жить без всяких поверок, например, 6 лет, далеко не обязательно. В итоге, каждые 4 года, собственники вынуждены были проводить поверку счетчика горячей воды и потом, через год, еще и поверку счетчика холодной воды. Нетрудно догадаться, что многие предпочитали уже через 4 года заменить оба счетчика.

Прокуратура встала на защиту

Как известно, на каждое хитроумное постановление всегда найдется свой юрист. По некоторым данным, в 2012 году, то есть через восемь лет после принятия постановления правительства Москвы №77-ПП, прокуратура увидела в нем некоторое несоответствие. Касалось оно как раз указанных в этом документе интервалов поверки, то есть пункта 3.1. Подробности этого «инцидента» неизвестны, но многие СМИ именно его делают основным мотивом для своих сенсационных статей. На самом деле, этот факт малозначителен — главное, что 26 декабря 2012 года правительство Москвы, уже при новом градоначальнике Сергее Собянине, делает москвичам поистине новогодний подарок. На свет появляется еще одно постановление за номером 831-ПП. Оно так и называется — «Постановление правительства Москвы от 26 декабря 2012 года №831-ПП о внесении изменений в постановление правительства Москвы от 10 февраля 2004 года №77-пп». Речь об изменениях именно в том постановлении, с которого все и началось.

Читайте так же:
Счетчик распределитель радиаторный indiv 5 danfoss

В уже новом постановлении есть пункт №1.2, в котором короткой фразой «пункт 3.1 постановления признать утратившим силу», отменяются все ранее принятые правила, в том числе и приложение №1 и, в частности, пункт 7.9, в котором и описывались интервалы поверок (для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет). Именно этот факт и вызвал нешуточную волну в СМИ и блогах. Еще некоторое время управляющие компании и иные регулирующие органы ссылались на отмененный пункт и требовали пройти поверку. Но довольно быстро сориентировались и привели свои «знания» в соответствии с новыми правилами. Но история на этом не заканчивается.

Нужно ли все-таки проводить поверку счетчиков на воду

Подкрепленные новым постановлением правительства Москвы №831-ПП от 26 декабря 2012 года, а также многочисленными статьями в СМИ, собственники индивидуальных приборов учета игнорируют все напоминания о проведении поверок. Оперируют при этом, скорее, не законом, а выдержками из статей. Но на самом деле не все так идеально.

Есть и другое, более серьезное постановление, уже правительства России от 6 мая 2011 года за номером 354. В нем в пункте 34, где описываются обязанности потребителя, указано (подпункт «д»), что потребитель обязан «обеспечивать проведение поверок в сроки, установленные технической документацией на прибор учета». Иными словами, потребитель все-таки должен проводить поверку индивидуальных приборов учета воды, но в интервалы, которые указаны не в постановлении правительства Москвы (которые уже отменили), а в техпаспорте к самому прибору учета. И там эти интервалы указаны! Как правило, в техпаспортах на отечественные водосчетчики указаны межповерочные интервалы согласно ГОСТу — 6 лет для счетчиков холодной воды и 4 года — для счетчиков горячей воды. У импортных они могут быть куда больше, например, 10-15 лет.

Что будет, если не проводить поверку

Если управляющая компания или иная регулирующая организация настаивает на проведении поверки, нелишним будет уточнить, на основании чего именно строится их требование (просьба). Если на основании постановления правительства Москвы № 77-ПП от 2004 года, то потребитель в праве отказать, сославшись на новое постановление №831-ПП от 2012 года, в котором интервалы поверок отменены.

Однако, скорее всего (с вероятностью 90%), УК или иной регулирующий орган отметит, что поверку необходимо сделать, так как в техпаспорте к прибору учета указано, что эту операцию нужно пройти через … лет и что срок вышел. Впрочем, те, кто передают объем потребляемой воды через портал госуслуг, узнают о необходимости провести поверку и без звонка. У них просто пропадет возможность вносить показания счетчиков. Остальным будут звонить или в одном из платежных документов внезапно появится новый счет на воду, где расчет будет сделан не на основании индивидуального прибора учета, а по общедомовому счетчику [вырастит цена].

Постановление до 2012 счетчик

Формула расчета части ОДН, приходящейся на i-тый лицевой счет: Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Объем Vодн i, приходящийся на отопление общедомовых нужд (ОДН), прибавляется к объему индивидуального потребления (Vбезипу i или Vипу i), полученный итоговый объем умножается на тариф, и в результате получается плата за отопление.

Наличие ИПУОписание измененийФормулыФормулы
ИПУ есть, но не у всехРанее расчет производился без учета показаний ИПУ.

Теперь в помещениях с ИПУ — согласно расходу ИПУ,
а в помещениях без ИПУ — по усредненному на 1 кв. метр потреблению, вычисленному в помещениях с ИПУ в данном месяце (формула 3(7)).

Этот новый способ, похоже, удачнее чем использование завышенного норматива в квартирах без ИПУ. Иными словами, расход в квартирах без ИПУ будет равен усредненному расходу по всем квартирам с ИПУ в данном месяце (с учетом площадей квартир).

К рассчитанному таким образом индивидуальному потреблению добавляется общедомовое потребление (расход по домовому счетчику за вычетом индвидуального потребления в помещениях с ИПУ и без ИПУ), распределенное пропорционально площадям лицевых счетов.

Vбезипу i = Si * Vипу / Sипу,
т.е. по усредненному (на 1 кв. м.) потреблению
в помещениях с ИПУ в данном месяце

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления.

Vипу i = расход ИПУ.

Vбезипу i = Vдом * Si / (Sдом — Sинд)

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Понятие общедомовых нужд (ОДН) введено в силу с 1 сентября 2012, хотя до этого при наличии домовых счетчиков плата за общедомовые нужды фактически также была, но была скрыта в виде коэффициентов, на которые умножался объем индивидуального потребления (согласно формуле 9 постановления №307). (Например, коэффициент больше 1 был равносилен положительному объему ОДН, а коэффициент меньше 1 – отрицательному объему ОДН). С 1 сентября 2012 плата за общедомовые нужды выделена в отдельные суммы. C 1 июня 2013 плата за отопление ОДН (только по отоплению) снова стала скрытой — суммируется с индивидуальным потреблением в виде одной общей суммы.

Более подробно об общедомовых нуждах – читайте статью «Общедомовые нужды. Что это такое?»

Сравнение разных редакций законов в 2011 – 2021 годах, содержащие требования к расчету общедомовых нужд, приведено в таблице ниже.

1ОДН по водоснабжению,
газу, электроэнергии
Постановление 307
(до сентября 2012)
Постановление 354
(сентябрь 2012 — май 2013)
Постановление 354
(июнь 2013 — дек. 2016)
Постановление 354
(2017 — 2019)
Постановление 354
(c 2020)
1.0Плата за ОДН начисляется отдельной услугой
(ДА или НЕТ)
НЕТ,
суммарно с индвидуальным потреблением (одной общей услугой).
ДА,
отдельной услугой.
ДА,
без изменений.
ДА,
без изменений.
ДА,
без изменений.
1.1Формула расчета части ОДН, приходящейся на i-тый лицевой счет, при отсутствии домового счетчикаПлата отсутствует (ноль).Формула 15:

Vодн i =
Sодн * Норматив * Si /Sоб

(формулы 11, 12,
пункт 44, абзац 2)

или Vодн i = Vодн * Wi / Vипу
(до 9 июня 2011)

Vодн i =
Sодн * Норматив * Si /Sоб

Vодн i =
Sодн * Норматив * Si /Sоб

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – Vбезипу

Vбезипу i = Vдом * Si /Sдом

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Vбезипу i = 0

Vодн i = Vодн * Si /Sоб

Vодн = Vдом – Vбезипу

Vбезипу i = Vдом * Si / (Sдом — Sинд)

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – Vипу
– Vбезипу

Vипу i = расход ИПУ

Vбезипу i = норматив

Vбезипу i = 0

Vодн i = Vодн * Si /Sоб

Vодн = Vдом – Vипу
– Vбезипу

Vипу i = расход ИПУ.

Vбезипу i = Si * Vипу /
Sипу,
т.е. по усредненному потреблению в помещениях с ИПУ в данном месяце.

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления.

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – Vипу

Vипу i = расход ИПУ.

Примечания к таблице:

*)Несмотря на то, что формула (9) постановления №307 выглядит немного по-другому, в действительности формула расчета ОДН в строках 1.2 и 1.5 вышеприведенной таблицы полностью соответствует формуле (9). Формула (9) применяется для расчета итогового объема услуги по лицевому счету i, включающего индивидуальное и общедомовое потребление, а указанная в таблице в строке 1.4 формула применяется только для расчета общедомового, приходящегося на i-ый лицевой счет: Vодн i = Vодн * Wi / (Vипу + Vбезипу). Поэтому, если к объему Wi (индивидуальное) прибавить Vодн i (общедомовое), мы должны получить формулу, абсолютно идентичную формуле (9). Действительно:
Wi + Vодн i = Wi + Vодн * Wi / (Vипу + Vбезипу) = Wi + (Vдом – Vипу – Vбезипу) * Wi / (Vипу + Vбезипу) =
= Wi + (Wi* Vдом / (Vипу + Vбезипу)) – Wi = Wi * Vдом / (Vипу + Vбезипу).
Полученная формула абсолютно идентична формуле (9).
**)Приведенная формула (Vодн * Wi / Vипу) не содержит ошибки и отличается от ошибочной формулы постановления №307, действовавшей до 9 июня 2011. Ошибка в формуле (9) заключалась в том, что суммарный расход с учетом корректирующих коэффициентов во всех квартирах дома не равен расходу по домовому счетчику. Ошибку можно исправить одним из двух возможных способов:
(1) скорректировать формулу (9): вместо Wi*Vдом/(Vипу+Vбезипу) использовать Wi*(Vдом–Vбезипу)/ Vипу
(2) либо распределять объем ОДН на все лицевые счета, а не только на лиц. счета со счетчиками.
В программном продукте «Кварта-С: расчет квартплаты» до 9 июня 2011 ошибка была исправлена первым способом. В последней редакции постановления №307, вступившей в силу 9 июня 2011, ошибка исправлена вторым способом.

В таблице ниже приведено сравнение требований к платежным документам (счетам квартплаты):

6Требования к платежному
документу (счету).
В платежном документе
необходимо указывать:
Постановление 307
(до сентября 2012)
Постановление 354
(сентябрь 2012 — май 2013)
Постановление 354
(июнь 2013 — дек. 2016)
Постановление 354
(2017 — 2018)
Постановление 354
(c января 2019)
5.1Суммы начислений по ОДН (общедомовым нуждам) в отдельных строкахНЕТ, однако обычно указывали значение коэффициента, на который умножался объем, потребленный внутри квартиры: коэффициент >1, если объем ОДН положительный, или Размер повышающего коэффициента для коммунальных услугНЕТНЕТНЕТДА (пункт 69.г(1))Без изменений

Постановление №354 изменяет требования к платежному документу (счету, квитанции квартплаты) с 1 сентября 2012. Изменения в платежном документе приведены в вышеуказанной таблице. Основным изменением является обязательное указание сумм ОДН в отдельных строках платежного документа и обязательное указание показаний общедомовых счетчиков, суммарного объема в квартирах (как в картирах со счетчиками, так и в квартирах без счетчиков по нормативу) и объема ОДН в целом на весь дом. Приказ Министерства регионального развития РФ №454 от 19.11.2011 утверждает примерную форму платежного документа (квитанций), которая соответствует постановлению №354. Данная форма, утвержденная приказом №454, не является обязательной, а является лишь одной из возможных форм, которая соответствует постановлению №354, т.е. содержит все обязательные поля.

В программе «Кварта-С: расчет квартплаты» реализованы несколько принципиально разных форматов счетов (квитанций), соответствующие постановлению №354. Примеры форматов счетов (квитанций)

Сравнение прочих требований, не относящихся к общедомовым нуждам и платежным документам:

6ТребованиеПостановл. 307
(до сентября 2012)
Постановление 354
(сентябрь 2012 — май 2013)
Постановление 354
(июнь 2013 — дек. 2016)
Постановление 354
(2017 — июн.2020)
Постановление 354
(c июля 2020)
6.1Поверка показаний квартирных счетчиков исполнителем:не чаще 1 раза
в 6 месяцев

по среднемесячному объему за период не менее одного года (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

Более 3 месяцев подряд: по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее 6 месяцев (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

Более 6 месяцев подряд: по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее 6 месяцев (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

Более 3 месяцев подряд: по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее 6 месяцев (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

Более 3 месяцев подряд для услуг, кроме электроэнергии : по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее одного года (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

После 3-х (2-х) месяцев:
по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее 6 месяцев (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

После 3-х (2-х) месяцев:
по нормативу

по среднемесячному объему за период не менее 6 месяцев (если меньше — то за фактический период, если он не менее 3 месяцев)

После 3-х (2-х) месяцев для услуг, кроме электроэнергии :
по нормативу

(пункты 32.е1, 56.1, 58)

В случае отсутствия прописанных и проживающих — по количеству собственников

В программе «Кварта-С: расчет квартплаты» на 1С:Предприятие 8 расчет общедомовых нужд реализован согласно всем редакциям постановлений правительства РФ. Пользователь может просто выбрать действующее постановление и сделать автоматический расчет ОДН согласно нему. «Кварта-С» на 1С:Предприятие 8 успешно помогает более 1000 организациям ЖКХ во многих регионах России, как небольшим ТСЖ на один дом, так и крупным управляющим компаниям, расчетным центрам, абонентским отделам теплосетей и водоканалов, обслуживающих десятки тысяч лицевых счетов.

Прокуратура информирует

Законно ли требование электросетевой компании о выносе индивидуального прибора учёта электрической энергии

Законно ли требование электросетевой

компании ОАО МРСК Урала филиал «Пермэнерго»

о выносе индивидуального прибора учёта

электрической энергии в частном жилом доме

на фасад здания или на опору линии электропередач?

В соответствии с пунктом 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В силу пунктов 1.5.27 и 1.5.29 «Правил устройства электроустановок (далее ПУЭ). Шестое издание», утверждённых Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, указано, что:
1. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.;
2. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Таким образом, в силу системного толкования пункта 144 Основных положений и пунктов 1.5.27, 1.5.29 ПУЭ требования ОАО МРСК Урала филиал «Пермэнерго» об установке прибора учёта электрической энергии на границе земельного участка, на опоре ЛЭП или по согласованию с сетевой организацией на фасаде постройки являются незаконными.

Постановление правительства о замене электросчётчиков ПП РФ от 04.05.2012

Кому необходимо заменить счётчик электроэнергии?

во первых

С появлением мощной современной бытовой техники духовые шкафы, микроволновки, электрочайники, мультиварки, хлебо-печи, кондиционеры. электропотребление наших квартир значительно превысило номинал старых счётчиков, они получают значительные перегрузки, что приводит к выходу электросчётчика из строя, даже к пожарам. Современные электросчетчики — рассчитаны на ток до 80 ампер.

во вторых

В соответствие с п. 142 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года №442, «О функционировании розничных рынков электрической энергии…», для учета электроэнергии гражданами-потребителями используются приборы только класса точности 2,0 и выше (1,0).

Замена электросчётчика «вышедшего из строя» за чей счёт?

В соответствии с ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее технические состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии (электросчётчика) возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении, его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года №442

«О функционировании розничных рынков электрической энергии…», для учета электроэнергии гражданами-потребителями используются приборы только класса точности 2,0 и выше(1,0).

Приказом от 15 марта 2005 года № 53-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии МПЭ РФ утвержден национальный стандарт Российской Федерации «Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Статические счетчики активной энергии классов точности 1 и 2».

Жилищный кодекс Российской Федерации в ч.3 ст.30 обязывает собственника жилого помещении нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно п.13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов.

Таким образом, если гражданину жилое помещение предоставлено по договору социального найма, то заменить электросчётчик обязан собственник жилого помещения — муниципальное образование.

— если Вы являетесь собственником квартиры — то обязаны за свой счёт содержать и обслуживать все коммуникации, инженерные системы и устройства, которые не являются общедомовыми, т.е. предназначены только для вашей квартиры, включая электросчётчик, автоматы расположенные в подъездном электрощите. (если иное не прописано в Вашем договоре с управляющей компанией)

См. расценки на замену электросчётчиков в Самаре

Полезные ссылки:

Схемы квартирного и этажного электрощитов с установкой однофазных счётчиков электрической энергии.

Выполняем как единичные, так и коллективные заказы на замену электрических счётчиков в квартирах, частных домах, офисах, магазинах, и т.д..
У нас вы можете купить электросчётчик при заказе его установки.

Так же мы можем выполнить замену, перенос электрощита, установку новых авматов.
Работаем в Промышленном, Кировском, Советском, Октябрьском, Железнодорожном, Ленинском районах Самары. — подробнее

Краткий перечень наших услуг

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector