Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правительство Иркутской области

Правительство Иркутской области

Официальный портал

  • Новости
  • О службе
  • Осторожно стройка!
  • Открытые данные
  • Государственные услуги
  • Нормативные правовые документы
  • Направления деятельности
  • Деятельность Службы
  • Реформа контрольно-надзорной деятельности
  • Государственная гражданская служба
  • Противодействие коррупции
  • Информация для граждан
  • График приема граждан
  • Наиболее часто задаваемые вопросы
  • «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»» href=»/sites/zhilnadzor/hot-line/»>«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Общественный совет
  • Рейтинг управляющих организаций Иркутской области
  • Интернет-приемные правоохранительных органов
  • Создать обращение
  • ГИС ЖКХ
  • Контакты
  • Антимонопольный комплаенc
  • Закупки
  • Аудит закупок
  • Реестр лицензий
  • Защита прав предпринимателей
  • Строительный надзор
  • Контроль и надзор в области долевого строительства
  • Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива
  • Государственные услуги, предоставляемые строительным надзором
  • Административная практика
  • События

С 01.01.2021 изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в многоквартирных домах с непосредственным способом управления, а также если способ управления не выбран либо не реализован.

  • Главная
  • >
  • Сайты органов государственной власти Иркутской области
  • >
  • Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
  • >
  • Новости
  • >
  • С 01.01.2021 изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в многоквартирных домах с непосредственным способом управления, а также если способ управления не выбран либо не реализован.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги ОДН).

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

С 01.01.2021 в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» пункт 44 Правил №354 дополнен следующим абзацем:

«При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»

Учитывая изложенное, выполним расчет платы за коммунальную услугу электроэнергия ОДН с учетом изменений законодательства, вступивших в силу с 01.01.2021:

Многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее – ОДПУ). Объем электроэнергии за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 согласно показаниям ОДПУ, а также объем электроэнергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях согласно показаниям индивидуальных приборов учета, представлены в таблице.

Объем эл.энергии по пок. ОДПУ, кВт*час

Объем эл.энергии в жилых пом. по ИПУ, кВт*час

НОВОСТИ БЕРДСКА

Совет председателей «НАШ ДОМ» направляет письма губернатору НСО и в Заксобрание области с предложениями по изменениям в нормативных актах касающихся ОДН.

Инициативу «НАШего ДОМа» поддержала также ассоциация ТСЖ и ЖСК города Бердска.

«Уважаемый Василий Алексеевич!

В связи с реализацией в Новосибирской области Постановления Правительства РФ № 354 сложилась ситуация, которая может привести к социальному взрыву. К нам в Бердске в региональную общественную правозащитную организацию Объединение потребителей «Совет председателей Советов домов – НАШ ДОМ» поступает множество обращений от жителей по проблемам начисления на общедомовые нужды (ОДН) по электроснабжению, водоснабжению и водоотведению. Полагаем, что в целом в Новосибирске и Новосибирской области ситуация аналогичная. Суть проблемы и возможные пути ее решения приведены в данном письме.

Электроэнергия на ОДН.

Введение платы на ОДН в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 показало неготовность ресурсоснабжающих организаций (РСО) и управляющих организаций (УО) реализовать это новшество. Более того, используемый метод расчета ОДН при наличии в доме общедомового электросчетчика, приводит к некорректности начислений ОДН, ввиду того, что РСО на собственное усмотрение и без контроля со стороны собственников вводит показания индивидуальных счетчиков. Таким образом, непрозрачность начислений (об искоренении которой так любят говорить руководители нашей страны) ведет к злоупотреблению со стороны РСО. Этим активно пользуется «Новосибирскэнергосбыт» при начислении платы за электроэнергию на ОДН, что приводит к величинам ОДН в 20-30 раз больше, по сравнению с имеющимися в домах электросчетчиками МОП. Схема довольно проста – введение некорректных показаний индивидуальных счетчиков (их занижение), приводит к значительному увеличению платы на ОДН. Если показания общедомового счетчика управляющая организация еще может проконтролировать, то сумма показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ), которые дает «Новосибирскэнергосбыт», практически не может быть проверена.

Читайте так же:
Как обновить счетчик электроэнергии

Ситуация еще ухудшается в тех домах, где по каким-то причинам не установлен общедомовой счетчик электроэнергии (ОДПУ), поскольку

— чрезвычайно высоки нормативы, спущенные населению Департаментом по тарифам НСО;
— в учет Департаментом предписывается брать общедомовые площади, включая те, где вообще нет осветительных приборов (в частности, зачастую на чердаках вообще отсутствуют провода и осветительные приборы, а в расчет площади они должны браться, согласно Приказу Департамента по тарифам НСО № 834 от 26.12.12).

Все вышесказанное проявилось с октября в Бердске, когда стали браться платежи на ОДН по электроэнергии. При этом величина ОДН составляет до 40 % (иногда и более) от потребленной в квартирах. С января введение также оплаты на ОДН по водоснабжению и водоотведению в Новосибирской области сильно усугубило ситуацию. Однако в Новосибирской области, похоже, власти не пытаются предотвратить возможные серьезные последствия непродуманных решений и постановлений, усиленные их плохой реализацией. Часть вопросов может быть решена на региональном уровне (как это уже сделано во многих регионах страны) и достаточно просто.

Вместе с тем на будущее решением данной проблемы должна стать корректировка Постановления 354, для чего необходимо выступить с законодательной инициативой и направить в Правительство РФ предложение по признанию легитимными в качестве счетчиков на ОДН показания электрических счетчиков, установленных на линиях мест общего пользования – счетчиков МОП, а не общедомовых электросчетчиков (ОДПУ). Таким образом, будет регистрироваться электропотребление только в местах общего пользования, без потребленного в квартирах. Отпадает необходимость производить вычитание суммы поквартирных показаний, что делают РСО весьма некорректно, как показал опыт нескольких месяцев.

Следует также учесть, что счетчики МОП в домах Бердска установлены в большем количестве. Теперь, когда за счет жильцов это было сделано, предлагается их не учитывать, а ставить другие — ОДПУ, которые будут давать сумму показаний в квартирах и в местах общего пользования. Более того, энергетики с 1 января 2013 года на 25% увеличили стоимость установки общедомового электросчетчика. Тем самым, еще больше увеличили нагрузку на собсвенников.

При признании легитимными в качестве общедомовых нужд показаний счетчиков МОП будет 3 типа многоквартирных домов (МКД):

• где имеется электросчетчик МОП;
• где имеется общедомовой электросчетчик – ОДПУ;
• отсутствуют как общедомовой, так и счетчик МОП.

Получаем 3 варианта расчетов на ОДН:

1. В случае наличия в домах счетчиков МОП проводить учет потребления электроэнергии на ОДН по таким счетчикам. Таких домов в Бердске довольно много и система расчетов на основе счетчиков МОП на общедомовые нужды уже отработана.

2. В случае отсутствия счетчика МОП и наличии общедомового электросчетчика ОДПУ – производить начисления так как сейчас это делается. При этом обязать «Новосибирскэнергосбыт» ежемесячно выдавать управляющим организациям детальную информацию показаний счетчиков на начало и конец месяца как в целом по дому, так и поквартирно (именно показаний счетчиков, а не количество кВт/час, потребленных в течение месяца!). Это хоть в какой-то степени позволит Советам домов и жителям осуществлять контроль за начислением на ОДН. Отметим, что данное предложение возможно осуществить на региональном уровне достаточно оперативно.

Кроме того, возможно на будущее необходимо создать автоматическую систему учета потребления в квартирах, которая была бы независима от «Новосибирскэнергосбыт» и существовала не в ее системе.

3. В случае отсутствия как общедомового, так и счетчика МОП производить начисления по нормативу, при этом дать право Председателю совета дома и Совету дома актуализировать совместно с управляющей организацией размер учетных общедомовых площадей. Обязать управляющую организацию направлять откорректированные сведения по учетным площадям в РСО, а РСО — проводить расчет на основе таких сведений. Это также может быть реализовано на региональном уровне оперативно.

Водопотребление и водоотведение на ОДН

Ситуация аналогична описанной выше, однако есть и дополнительные проблемы.

1. Вызывает удивление величина норматива на ОДН по воде, спущенного Департаментом по тарифам. Согласно ему на каждый квадратный метр убираемой площади в доме (лестничные площадки и лестницы) расходуется по 18-21 литров воды (горячей плюс холодной) в сутки (!) в зависимости от этажности дома. При этом надо учесть, что Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, предусмотрено мытье подъездов 1 раз в месяц и влажное подметание 1 раз в неделю.

2. Не менее интересен вопрос с величиной норматива по водоотведению. Как известно, канализация есть в квартирах, но никак не на лестничных клетках. Однако эта же гигантская величина предъявлена собственникам как ОДН по водоотведению, т.е. дополнительно к потребленной и канализованной в квартирах.
Хотелось бы, чтобы Департамент по тарифам дал населению внятное объяснение своего расчетного метода и приведенных выше результатов по пп.2 и 3.

Читайте так же:
Счетчики электроэнергии для приусадебного участка

Как следует из вышесказанного, крайне необходимо время (порядка нескольких месяцев):

• на корректировку Постановления № 354;
• на завершение работ по установке ОДПУ в тех домах, где они еще не установлены;
• на постановку на коммерческий учет ОДПУ, где это еще не сделано;
• на корректировку учетных общедомовых площадей, к которым будут применяться нормативы, в случае отсутствия ОДПУ;
• на корректировку расчета нормативов и оценку правомерности предъявления ОДН по водоотведению.

Это должно быть сделано путем объявления моратория до 1 июля 2013 г. на применение Постановления 354. С 1 января до 1 июля с.г. обязать РСО производить расчет «по старому», без применения оплаты ОДН. Это уже сделано во многих регионах России решениями региональных органов власти.

1. выступить с законодательной инициативой по корректировке Постановления № 354, а именно:
— о признании легитимными в качестве ОДН показания электрических счетчиков МОП, дополнив соответствующим пунктом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденные Постановлением № 354,
— о снятии с жителей обязанности подавать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) с 23 по 25 число текущего месяца в РСО,
— об использовании РСО показаний ИПУ на 10 число следующего месяца, когда жители в соответствии с действующим законодательством сделают оплату потребленных ресурсов (т.е. использовать данные показаний ИПУ по фактической оплате),
— о проведении экспертизы и корректировки расчетных формул Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных Постановлением 354, по которым ведется расчет нормативов потребления на ОДН.
— о правомерности введения норматива на ОДН по водоотведению.
2. содействовать введению вышеназванного моратория на федеральном уровне;
3. срочно принять необходимые и возможные меры на региональном уровне по исправлению ситуации.

Председатель региональной общественной правозащитной организации Объединение
потребителей «Совет председателей Советов домов – НАШ ДОМ» П.В.Гурьянов

Сопредседатель ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК и собственников г.Бердска В.К.Коржова

Права потребителя

Помимо индивидуальных расходов на электроэнергию, использованную в квартирах, жители многоэтажек должны оплачивать и расходы на общедомовые нужды. Это и освещение мест общего пользования, и работа лифтов, а также подкачивающих воду насосов. Каков порядок установки счетчиков? Кто должен учитывать потери и искать незаконные врезки? Во всем этом попытались разобраться журналисты «Волга Ньюс».

Повсеместный учет

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусматривает установку приборов учета на все виды энергоресурсов. Но если до 2012 года решение об установке счетчиков должны были принимать собственники жилья на общем собрании, то теперь данный функционал полностью переложен на ресурсоснабжающие организации. «Если есть техническая возможность, то приборы учета должны быть установлены обязательно. Домов, где невозможно их установить, в Самарской области единицы», — поясняет руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» Виктор Часовских, уточняя, что согласия жильцов в этом вопросе теперь не требуется. Эксперт отмечает, что при контроле за потребленным электричеством может быть поставлен один общедомовой прибор учета на силовом кабеле при входе в дом. «Но при этом принято решение и сложилась практика в нашем регионе, что и совокупность приборов учета также учитывается, — продолжает Часовских. — К примеру, в доме стоит счетчик на места общего пользования, который учитывает в том числе и энергию, которую использует лифт и подкачивающие воду насосы, если они есть в доме. Также ставится коллективный счетчик, фиксирующий все расходы в жилых помещениях».

По закону расходы на установку счетчиков должна оплачивать УК, с которой заключается энергосервисный договор. Возможна рассрочка платежей от 3 до 5 лет. Стоимость прибора учета может гаситься и за счет разницы между оплатой по нормативу и реальным расходами, которые, как правило, ниже.

Конфликт интересов

Справедливости ради заметим, что подобная схема работает не всегда. В частности, в Самаре сложилась спорная ситуация между Самарской сетевой компанией и УК «ЖКС». Энергетики утверждают, что управляющая компания всячески препятствует их допуску к обследованию инженерных сетей с целью установки общедомовых счетчиков на 1200 многоквартирных домах (МКД). «Игнорируется желание жителей, которые хотят оплачивать фактически потребленный объем услуг, а не рассчитанный по формулам и нормативам», — заявляют представители ССК. В то же время технический директор ООО «ЖКС» Алексей Козлов поясняет, что речь идет всего лишь о шести МКД, находящихся на ул. Советской Армии и Южном проезде (на фото).

ССК пытается установить групповые приборы учета, которые не являются общедомовыми счетчиками, и не согласует данный вопрос с жильцами, — говорит Алексей Козлов, — в то время как прибор учета на места общего пользования уже имеется и по нему начисления производятся. А расходы по коллективному счетчику, по нашим предварительным расчетам, будут значительно отличаться по суммам индивидуальных показаний по каждой квартире. Причины известны — где-то идет воровство электричества, имеются незаконные врезки. Все эти расходы планируется взыскивать с УК, и мы с этим не согласны. Этим вопросом должны заниматься энергетики, или пусть ставят общедомовой прибор учета».

Читайте так же:
Как выбрать счетчик электроэнергии трехфазный двухтарифный

Кто проконтролирует?

Виктор Часовских полагает, что сетевая компания действует в рамках законных полномочий, а проблема заключается в необходимости контроля за случаями воровства электроэнергии. «Они пытаются установить совокупность приборов, чтобы учитывать расходы дома в целом, — разъясняет руководитель регионального центра «ЖКХ контроль». — Коллективный прибор учета выявляет потери. Они могут быть техническими, когда ток проходит по проводам, выделяет тепловую энергию, часть электричества попросту теряется. Или коммерческими — это банальное воровство. Пока исполнителем коммунальных услуг являются УК, они должны контролировать эти потери и гасить разницу».

По данным Часовских, в идеале УК должна не реже чем раз в три месяца проходить по квартирам и контролировать показания приборов учета. «Нужно смотреть, правильно ли подают собственники данные, нет ли незаконных подключений и врезок, — поясняет эксперт. — Если представителей УК дважды не пустили в квартиру в установленное время, то управляющая компания имеет право производить начисления по нормативу».

Против магнитов, которыми останавливают счетчики недобросовестные собственники, также есть меры. На приборы учета наклеиваются антимагнитные наклейки. При поднесении к ним магнита они чернеют. «Таким образом можно сразу узнать, что было несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, — отмечает Часовских. — Если этот факт зафиксирован, составляется акт. Согласно ему, начисления производятся по нормативу за три последних месяца до выявления нарушения, и этот показатель умножается на 10. Получается огромная сумма».

По мнению эксперта, если УК не готова заниматься данной работой, то необходимо перевести всех жильцов на прямые договоры с энергетиками. В этом случае все контролирующие функции перейдут к ним, и уже ресурсоснабжающей организации предстоит выявлять и бороться с воровством отдельных потребителей коммунальных услуг.

Виктор Часовских, руководитель регионального центра «ЖКХ контроль»:

— Если есть техническая возможность, то общедомовые приборы учета должны быть установлены обязательно. Домов, где невозможно их установить, в Самарской области единицы. Причем если невозможно поставить один прибор учета, то при расчете может учитываться их совокупность, например, на местах общего пользования и групповой (коллективный) счетчик, фиксирующий все расходы в жилых помещениях.

Как начислять по общедомовому счетчику (ОДН) в 1С:ЖКХ 3.0?

В программе 1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК, ред. 3.0 можно распределить ОДН по общедомовому прибору учета.

Формула для расчета выглядит следующим образом:

Vi= (Vд * Si) / Sоб, где:

Vi – объем на общедомовые нужды, приходящийся на i-ю квартиру;

Vд — объем ресурса, потребленный в многоквартирном доме и определенный по показаниям коллективного прибора учета;

Si – площадь i-ой квартиры;

Sоб – площадь всех квартир.

Для начисления услуги по общедомовому счетчику необходимо:

1. Создать услугу в справочнике «Услуги» (меню «Начисления услуг» — «Услуги»):

В поле «Суммарный индивидуальный расход включать» определяется, какие начисления входят в состав суммарного индивидуального расхода, то есть, что будет вычитаться из показаний общедомового счетчика. Возможные варианты:

Только расход по приборам учета;

Расход по приборам учета и начисления по нормативу;

Расход по приборам учета, начисления по нормативу и по среднему.

В поле «Распределять на лицевые счета» указывается, на какие лицевые счета нужно распределить ОДН: на все, лицевые счета с индивидуальными приборами учета, лицевые счета без индивидуальных приборов учета.

В поле «пропорционально» выбирается вариант распределения, например, по площади.

В поле «Распределение по тарифам» определяется, каким образом необходимо распределять разницу между расходом коллективного прибора учета и суммарным индивидуальным расходом по тарифам и может принимать следующие значения:

Суммарный расход. С инструкцией можно ознакомиться по ссылке.

По каждому виду тарифа отдельно. С инструкцией можно ознакомиться по ссылке.

Если нужно распределить отрицательные расходы ОДН, то необходимо установить флажок «Разрешить распределение отрицательного расхода ОДН». Распределение можно произвести пропорционально площади или по количеству жильцов:

2. Установить тариф с помощью документа «Установка тарифов» (меню «Начисления услуг» — «Установка тарифов»):

3. Перед начислением нужно услугу назначить (меню «Начисления услуг» — «Назначение услуг»).

4. Установить общедомовой счетчик с помощью документа «Установка счетчика», можно использовать обработку «Помощник установки приборов учета» (меню «Приборы учета» — «Помощник установки приборов учета»):

На этапе «Настройка сценария установки» указывается дата установки счетчика, организация, услуга и определяются способ ввода параметров приборов учета. Подробнее в инструкции:

На втором этапе устанавливаются параметры приборов учета (марка, модель, тарифность, разрядность, коэффициент трансформации, регистрация показаний) и выбираются объекты, на которые устанавливаются счетчики:

Читайте так же:
Как платить по трехфазному счетчику электроэнергии

В результате будет создан документ «Установка счетчика»:

Для просмотра документа «Установка счетчика», можно перейти по ссылке в окне обработки «Помощник установки приборов учета» или открыть документ с помощью пункта меню «Приборы учета» — «Установка счетчика»:

5. Ввести показания счетчика с помощью документа «Ввод показаний счетчика» с видом операции «Ввод показаний счетчика на здание» (меню «Приборы учета» – «Ввод показаний счетчика»):

6. Произвести начисление услуги с помощью документа «Начисление услуг» с видом операции «Начисления по показаниям приборов учета» (меню «Начисления услуг» — «Начисление услуг»):

Рассмотрим, как происходит расчет на примере лицевого счета «л/с №2011067059».

Формула для расчета выглядит следующим образом:

Vi= (Vд * Si) / Sоб, где:

Vд — объем ресурса, потребленный в многоквартирном доме и определенный по показаниям коллективного прибора учета, в примере – 100м 3 ;

Si – площадь i-ой квартиры, в примере — 100м 2 ;

Sоб – площадь всех квартир, в примере — 260м 2 .

Vi = (100*100)/260=38,462м 3

Другие инструкции по распределению ОДН смотрите в инструкции.

Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды

Автор: Линейкина С.М., эксперт журнала

В площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.

Суть разногласий.

Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.

РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.

УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.

Установленные правила расчета.

Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления[1].

На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:

__________
12 x S ои

Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;

S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);

12 – количество месяцев в году.

Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в комментариях к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).

В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Разъяснения Минстроя.

Министерство в Письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:

помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);

иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.

Вывод

Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.

Читайте так же:
Щиток для счетчиков с крышкой

В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов. Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017[2].

Изыскания судей.

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018[3]).

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.

[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector