Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минстрой дал новые разъяснения про КУ на ОДН

22.04.2017 | Минстрой дал новые разъяснения про КУ на ОДН

Минстрой России в очередной раз разъяснил порядок включения стоимости «коммунальных услуг на общедомовые нужды» (далее — КУ на ОДН), теперь именуемых «коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — КР на СОИ). Напомним — ранее разъяснения указанного вопроса давались письмами Минстроя от 30.12.2016 N45099-АЧ/04 и от 14.02.2017 N4275-АЧ/04. Очередное разъяснение дано письмом от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04.

Позиция Минстроя, изложенная в письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04

1. Минстрой указывает, что размер расходов на «коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» в составе платы за содержание жилого помещения надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных указанных ресурсов, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях:
— если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
— если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

2. Минстрой разъясняет, что при расчете платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривается включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии и т.п.).

3. Минстрой отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Анализ письма Минстроя

То обстоятельство, что Минстрой России в течение 4 месяцев уже несколько раз поменял свою позицию по одному и тому же вопросу (в декабре 2016 года разъяснено, что стоимость КР на СОИ в составе содержания должна быть равна стоимости нормативного объема КР на СОИ, в феврале 2017 года указывается, что данная стоимость может быть меньше в случае если фактический объем КР на СОИ ниже, чем нормативный, а в апреле 2017 года уже утверждается, что такая стоимость может быть или равна стоимости нормативного объема, или быть меньше стоимости нормативного объема, или быть больше стоимости нормативного объема — если соответствующее решение принято общим собранием собственников), вызывает некоторую озабоченность. Разумеется, письма Минстроя не являются нормативными правовыми актами и не обязательны к исполнению, однако, представляется более правильным со стороны Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ, коим является Минстрой России, более тщательно и продуманно готовить не только проекты НПА, но и свои письма. В том числе, представляется целесообразным в случае изменения позиции Минстроя по тому или иному вопросу указывать, что ранее изданные письма, содержащие иные позиции, признаются недействительными. Не осуществляя предложенные действия, Минстрой создает ситуацию, при которой существуют несколько различных (идентичных по своему правовому статусу) разъяснений по одним и тем же вопросам. Причем разъяснения могут быть даны одним и тем же должностным лицом, которое даже в отсутствие изменений тех или иных норм законодательства, по никому неизвестным причинам может неожиданно «передумать» и представить иные, противоречащие данным ранее, разъяснения.

Рассматриваемым в настоящей публикации письмом от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Минстрой разъясняет, что при расчете платы за КР на СОИ в многоквартирном доме (МКД) предусматривается включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии и т.п.). Указанное мнение Минстроя представляется верным, поскольку применение разных площадей при расчете нормативов потребления КР на СОИ предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными ПП РФ от 23.05.2006 N 306 (далее — Правила 306).

Некоторое недоумение вызывает фраза Минстроя «Вместе с тем, имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль». То есть Минстрой России (и в том числе автор письма А.В.Чибис, являющийся «по совместительству» главным государственным жилищным инспектором России) осведомлен о наличии допущенных органами госвласти ряда субъектов РФ нарушений федерального законодательства, но никаких мер, за исключением некого невнятного указания («уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства»), видимо, принимать к нарушителям не планируется.

Минстрой указывает, что стоимость КР на СОИ в составе содержания может быть либо равна стоимости нормативного объема КР на СОИ, либо быть ниже этой стоимости (в случае если фактический объем потребления КР на СОИ ниже нормативного), либо быть выше этой стоимости (если фактический объем потребления КУ на ОДН выше нормативного, и собственники приняли решение о распределении сверхнормативного объема потребления КР на СОИ среди самих собственников).

Наиболее близким к «правильному» порядку, укладывающемуся в общую концепцию жилищного законодательства РФ об отсутствии государственного регулирования услуги по содержанию, представляется третий вариант. При этом необходимо отметить, что право собственников на распределение сверхнормативных объемов КУ на ОДН среди всех помещений дома, предусмотренное пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354, не имеет ничего общего с распределением тех же сверхнормативных объемов КР на СОИ. Это совершенно разные ситуации: в одном случае речь идет о коммунальных услугах, в другом — о содержании жилья.

Тем не менее, с учетом того, что именно собственники утверждают перечень работ по содержанию жилья и стоимость этих работ, включение в состав содержания неких сверхнормативных объемы КР на СОИ и утверждение стоимости этой составляющей в составе общей стоимости содержания, разумеется, является правом собственников помещений многоквартирных домов (МКД). Более того, позиция АКАТО (ранее обоснованная на сайте АКАТО) состоит в том, что любое изменение размера платы за содержание (независимо от того, какие составляющие включаются в состав содержания или исключаются из него какими-либо НПА) — исключительная компетенция собственников помещений МКД (в случае создания ТСЖ — тех собственников, которые являются членами ТСЖ).

Читайте так же:
Как будут высчитывать за воду без счетчика

Никакого «автоматического» изменения размера платы за содержание действующее законодательство РФ не предусматривает, такое изменение не может производиться ни управляющей организацией (в этом случае новый размер стоимости содержания должен быть утвержден общим собранием собственников и включен в договор управления), ни правлением, ни председателем ТСЖ (при управлении домом ТСЖ расходы на КР на СОИ должны включаться в смету расходов и доходов, утверждаемую общим собранием членов ТСЖ, и только на основании этой сметы утверждается размер платы за содержание).

Обратите внимание! Вопросы порядка утверждения размера платы за содержание жилья с учетом новых норм о включении в плату за содержание стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды будут подробно разъяснены на онлайн-семинаре (вебинаре) «Утверждение размера платы за содержание с учетом изменений норм о «КУ на ОДН» и требований к Протоколу общего собрания», который 19 мая 2017 года проведет эксперт по юридическим вопросам О.Е.Яндыева.

В ходе вебинара эксперт прокомментирует поправки жилищного законодательства РФ в части включения стоимости коммунальных услуг на общедомомвые нужды в состав платы за содержание жилья (Федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ, ПП РФ от 26.12.2016 N1498), подробно разберет порядок изменения размера платы за содержание, в том числе разъяснит особенности принятия соответствующих решений общим собранием собственников помещений (общим собранием членов ТСЖ), укажет правильные формулировки вопросов повестки дня общих собраний, сроки проведения таких собраний.

Программа мероприятия, условия участия и оформление заявки доступны по ссылке>>>

Поставить на счетчик: как мы платим за ЖКХ и кому это выгодно

Правительство России еще в 2009 году обязало население устанавливать приборы учета в квартирах. Но зачем? Правда ли они помогают экономить? Или помогают, но не жильцам? Что такое поверка и как не попасться мошенникам? Коммунальный ликбез от «Недвижимости Нового Калининграда» о том, в наших квартирах может помочь сэкономить, а что, наоборот, разорить.

Зачем нужны счетчики?

Кратко: чтобы экономить деньги.

Индивидуальные приборы учета (ИПУ) или просто счетчики контролируют наши расходы. Потребители устанавливают счетчики у себя в квартирах не только потому, что этого требует закон, но и ради экономии: платить по счётчику за газ, электричество или воду дешевле, чем по нормативу.

Норматив потребления коммунальных ресурсов установлен правительством страны, а вот тарифы каждый регион устанавливает самостоятельно. Узнать тариф для своего дома можно на сайте поставщика ресурсов (если вы получаете расчет напрямую) или в управляющей компании. При этом, если у вас нет счетчиков, платить придется по нормативу с повышающим коэффициентом.

Что такое повышающий коэффициент?

Кратко: способ мотивировать собственника установить приборы учета.

Начислять повышающий коэффициент обязывает Жилищный кодекс. Коэффициент обязателен для тех потребителей, в чьих квартирах не установлены приборы учета и/или они неисправны. Он применяется ко всем услугам, которые можно измерить счетчиком: электричество, газ, вода и свет. На тепло тоже начисляется повышающий коэффициент, но это справедливо лишь для новостроек, где квартиры изначально оборудованы приборами учета. В 2019 году размер повышающего коэффициента был увеличен до 1,5, для теплоснабжения установлен коэффициент 1,1.

Власти ввели повышающий коэффициент как мотиватор собственников к установке приборов учета, ведь расчет по нормативу на самом деле невыгоден для управляющих организаций. Дело в том, что начисления по нормативу происходят на количество зарегистрированных в квартире лиц. Фактически в ней может проживать, например, в два раза больше людей, то есть расход ресурсов будет превышать тот, за который пришла квитанция. В таких ситуациях разницу заплатит УК или более ответственные соседи (если в вашем доме установлен общедомовой прибор учета).

Кто должен следить за состоянием счётчиков?

Кратко: хозяин квартиры.

Распространенный миф об управляющих компаниях — они обязаны следить за всем коммунальным хозяйством дома. Да, дома, но не вашей личной квартиры. Согласно законодательству, всё, что находится за входной дверью, ложится на плечи собственника. То есть установка, своевременная поверка и замена счётчиков в случае необходимости происходит за счет хозяина квартиры.

При покупке или аренде квартиры всегда проверяйте наличие счётчиков. Они должны быть опломбированы, т.е. введены в эксплуатацию и приняты к учету управляющей компанией. В противном случае вам придется платить по нормативу.

Зачем поверять и менять счетчики?

Кратко: для подтверждения того, что ваш счетчик работает и показывает реальные данные.

Счетчики имеют свой срок годности, по истечении которого его исправная работа не гарантируется, а показания считаются недействительными. Узнать, когда ваш прибор начнет «врать», можно в паспорте счетчика (прилагается к прибору с покупкой) — завод-изготовитель указал в нем дату первой поверки от которой нужно отсчитать положенное количество лет. Вся необходимая информация указана в паспорте, в том числе межповерочный интервал.

Поверка — это процедура проверки соответствия характеристик прибора учёта метрологическим нормам. Простыми словами, специалист проверит, исправен ли ваш счётчик.

Межповерочные интервалы для счетчиков разного типа:

Горячая вода — 4 года;

Холодная вода — 6 лет;

Электроэнергия — 16 лет.

Поверка скорее важна для хозяина квартиры, чем для управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, так как при ее отсутствии вы автоматически получаете расчет по нормативу, да к тому же с повышающим коэффициентом в размере 50% от начисленной платы. После прохождения процедуры поверки повышающий коэффициент будет снят, а расчет по вашим показаниям возобновится.

Только обязательно предоставьте акт поверки в вашу УК, так как подобного рода информация не всегда доходит до расчетного отдела. Также вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению: снятия нормативных начислений и возврата уплаченных по повышающему коэффициенту средств. Порядок перерасчета нужно уточнять в управляющей компании.

Ваша УК может уведомить вас о необходимости поверить прибор учета. Однако чаще всего этого не происходит. Будьте внимательны и проверьте срок годности заранее, чтобы потом не переплачивать.

Кто занимается поверкой счётчиков?

Кратко: центр стандартизации и метрологии.

В Калининграде данную процедуру проводит Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ). Это федеральная организация, однако сама процедура не бесплатна. Для прохождения поверки нужно записаться заранее по телефону. ЦСМ работает в вечернее время и выходные дни. По окончанию процедуры вам выдадут акт о поверке, который надо будет предоставить в УК. Приборы учета проверяются прямо в квартире, снимать счетчик не нужно. Процедура длится около часа.

Читайте так же:
Почему щелкает водяной счетчик

Зачем передавать показания?

Кратко: для корректного расчета по вашему фактическому потреблению, а не по нормативу.

В случае, если вы не передаете показания, начисления происходят по нормативу из расчета на каждого прописанного или временно проживающего потребителя.

Передавать показания нужно каждый месяц. В противном случае, платить придется по нормативу. Если вы передаете показания нерегулярно, то в месяц, когда их не поступит, ресурсоснабжающая организация укажет в квитанции средний показатель за три месяца.

Могу ли я не устанавливать прибор учета, если не хочу?

Кратко: нет, по желанию не можете. Только при отсутствии технической возможности.

Не устанавливать прибор учета вы не можете — эта обязанность прописана законодательно. Однако при отсутствии технической возможности установки эта обязанность может быть снята. Например, если инженерным сетям требуется капитальный ремонт. В таком случае вам будет выдан акт, подтверждающий отсутствие технической возможности установки счётчика, а расчет будет происходить по предусмотренному нормативу.

Сколько стоит установить счетчик?

Кратко: цена варьируется от вида прибора — самые дешевые на воду, самые дорогие — на тепло.

Сам счетчик можно приобрести в любом строительном магазине. Самые дешевые счетчики — опять же, на воду. Цена варьируется от 300 до 500 рублей. Счетчик электроэнергии обойдется в 500-800 рублей, газа — от 2000 рублей. Самый дорогой — счетчик тепла. Цены начинаются от 4000 рублей и могут достигать 15000 рублей.

Стоимость самой услуги установки прибора варьируется от 950 до 2500 рублей в зависимости от качества приобретаемого вместе с услугой счетчика. Чаще всего специалисты по установке являются представителями какой-то конкретной фирмы-производителя, поэтому предлагают замену и установку только с их материалом. Запросить услугу по замене и установке счетчиков можно также в своей управляющей компании.

При покупке прибора обратите внимание на дату первой поверки. Желательно покупать более «молодые» счетчики, так как даже если прибор просто пролежал свой межповерочный интервал на складе, при вводе в эксплуатацию вам нужно будет пройти поверку — его показания будут считаться недействительными.

Есть ли счетчики на тепло?

Кратко: да. Однако разговор об индивидуальных приборах учета на тепло может идти лишь для новостроек, где это принесет реальную экономию.

Основная проблема в том, что так называемый старый фонд (сталинки, хрущевки, панельки) имеют вертикальную разводку отопления, то есть радиатор подключается к вертикальным стоякам, которых по квартире может проходить несколько. А это значит, что счетчик нужно будет подключать к каждому стояку. Это выйдет достаточно затратно с учетом их стоимости — от 4 до 15 тыс. руб. К тому же, к учету ваши счетчики могут и не принять, например, потому что вы один во всём доме оборудовали свою квартиру прибором учета.

Сейчас расчет старого фонда происходит двумя способами: по нормативу и по показаниям общедомового счетчика. Норматив рассчитывается на каждую квартиру отдельно по площади. По общедомовому счетчику, который стоит «на входе» в дом, то есть фиксирует количество поступившего тепла, происходит разбивка общей суммы на каждую квартиру пропорционально ее площади. При подобных расчетах ставить прибор учета нецелесообразно, к тому же в малоэтажных домах и/или квартирах с площадью не более 35 м2 гораздо выгоднее будет платить по нормативу или общему счетчику.

Однако, если вы все таки горите желанием оптимизировать потребление тепла (например, у вас «перетоп»), есть возможность установить терморегуляторы на радиатор, которые позволят регулировать температуру батареи, и распределители (фиксируют температуру радиатора и воздуха в комнате, из суммы которых высчитывается радиаторный коэффициент). Расчет с таким прибором происходит 1 или 2 раза в год, в зависимости от частоты снятия показаний УК. В течение отопительного сезона вы расплачиваетесь по квитанции, а после снятия показаний с распределителя вам предоставляют перерасчет по факту потребленного тепла. Полученная экономия учитывается при начислениях в следующем отопительном периоде (сумма снижается).

Что касается новостроек (дом, введенный в эксплуатацию позже 2012 года), где каждая квартира уже оборудована счётчиком на тепло, то вам просто необходимо передавать ежемесячные показания. Если новостройка не обеспечена приборами учета застройщиком, вы можете установить его самостоятельно только на свою квартиру без согласия соседей. В новых домах система отопления горизонтального вида — проходит один мощный стояк, от которого идет разводка на каждую квартиру отдельно. По решению Конституционного суда РФ, ранее существующий порядок расчета, подразумевавший наличие ИПУ на тепло во всех помещениях дома, признан несправедливым. С января 2019 года расчет платы за тепло производится по показаниям счетчика вне зависимости от наличия или исправности приборов в других помещениях дома.

Где меня могут обмануть?

Кратко: на процедуре поверки

Самый распространенный вид мошенничества с приборами учета — это услуги по прохождению поверки. В Калининградской области работает только одна лицензированная организация по проведению поверки — Центр стандартизации и метрологии. Только у них есть лицензия, и только их акт считается действительным документом, подтверждающим исправность прибора.

Если вам навязывают услугу сторонние организации, убеждая, что их работа законна — это не факт. Также не верьте, если вдруг вам позвонят или придут домой якобы сотрудники ЦСМ и предложат пройти поверку под предлогом плановых работ. Поверку необходимо заказывать заранее и, главное, самостоятельно.

Текст — Злата Евстегнеева, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Оплата по счетчику

По многочисленным “просьбам трудящихся” сайт “Ростов-Дом” приводит необходимые пояснения, как правильно пользоваться узлом учета и не сломать голову.

Слишком уж чистоплотная мы нация и широкая на душу, если верить статистике. Нашими энергоресурсами, потребляемыми на душу, можно помыть, напоить и обогреть примерно двух немцев и половину француза. Узнав об этом, многие из неискушенных собственников жилья подумывают перейти на оплату по счетчику.

Некоторые считают, что после этого они однозначно будут вносить оплату по показаниям счетчика, установленного в квартире, — подобно индивидуальным домовладельцам. На самом же деле все было так просто и однозначно в недалеком прошлом.

Сегодня же зачастую выясняется, что есть еще и счетчик, установленный на весь многоквартирный дом (МКД). И на оплате жильцов, даже установивших свой прибор, это так или иначе сказывается.

Всплывает последнее именно тогда, когда жилец, рассчитывающий потратить на оплату по счетчику одну сумму, получает квитанцию с совершенно иной цифирью. После чего идет в УК или ТСЖ, где ему кивают на действующее постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Читайте так же:
Как вычесть счетчик за воду

Сей документ оговаривает оплату по счетчику. Но начиная его штудировать, понимаешь: в этих бумагах, как говорится, сам черт сломит если не ногу, то голову уж точно. Путано написанные фразы, статьи, ссылающиеся на приложения, и приложения, отсылающие потребителя, словно футбольный мячик, обратно “в закон” …

Результат налицо: «Ростов-Дом» завален вопросами потребителей, как же полагается начислять оплату по счетчикам. Учитывая обилие вопросов, наш сайт решил потратить на ответы один день и попытаться перевести постановление 307, как говорится, на русский язык, сделав его чуть понятнее.

Большая путаница еще и в том, что документ рассматривает множество различных вариантов оплаты по счетчикам. Но мы взялись разложить все по полочкам. Итак, вперед, читатель!

I вариант оплаты:

Общедомового счетчика нет, а в квартирах узлы учета установлены

Самый простой и лаконичный — согласно пункту 16 раздела III постановления 307 жильцы дома производят оплату по показаниям своих внутриквартирных счетчиков. Не имеющие оборудования соседи платят по утверждаемым властями нормативам потребления.

II вариант оплаты:

Общедомовой счетчик установлен, поквартирных узлов учета нет

1. В этом случае оплата холодной и горячей воды, газа и электроснабжения, согласно 21-му пункту III раздела постановления 307 определяется по подпункту 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. Что означает следующее:

а) Определяем по показаниям узла учета объем потребленного ресурса всем домом, после чего вычитаем из него объем ресурса, который потребляют по установленным нормативам нежилые помещения, не относящиеся к местам общего пользования (т. е. магазины, парикмахерские и другие коммерческие объекты, если таковые в доме имеются).

б) Умножаем полученную величину на установленный властями тариф на данный коммунальный ресурс (измеряемый в кубометрах или киловаттах).

в) Делим полученное произведение на количество людей, проживающих в доме.

г) Получаем стоимость пользования коммунальным ресурсом с одного человека (при подсчете оплаты по общедомовому счетчику учитываются все граждане, зарегистрированные во всех жилых помещениях МКД). Соответственно, собственникам жилья следует умножить полученную величину на число проживающих в каждой квартире.

2. Подсчет оплаты отопления по счетчику, установленному на весь МКД (в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам):

а) Общая площадь квартиры умножается на среднемесячный объем потребления тепловой энергии за прошлый год.

б) Полученное произведение умножается на установленный тариф на тепловую энергию (за гигакалорию).

В случае отсутствия информации о среднемесячных нормативах потребления за истекший год данным домом жильцы оплачивают потребляемый ресурс по нормативам, установленным властями.

III вариант оплаты:

Счетчик установлен на весь МКД, некоторые из жильцов имеют поквартирные узлы учета, некоторые – не имеют

1-я группа. Жильцы квартир, не имеющие счетчиков, согласно 22-му пункту III раздела постановления 307, производят оплату коммунальных услуг, как и жильцы квартир, не имеющих узлов учета и проживающие в домах, также не обеспеченных узлами учета. Таким образом, критерием определения размера их платежей за «коммуналку» является установленный норматив потребления.

Механизм взимания оплаты по счетчикам, рассмотренный вариантом II, здесь неприемлем (!). Хотя внешне ситуация схожа: в квартирах 1-й группы оборудования нет, а МКД им обеспечен. Однако если часть жильцов установит поквартирные счетчики, то их соседи начнут вносить оплату за коммуналку так же, как платят жители МКД, не имеющие ни общедомовых, ни поквартирных узлов учета.

Весьма парадоксально звучит. Впрочем, это только цветочки…

2-я группа. А здесь уже начинаются ягодки. На установивших счетчики соседей, согласно все тому же пункту 22 постановления 307, одновременно ложится ответственность за показания общедомового прибора. Иными словами, в этом случае не установившие поквартирные узлы учета вносят оплату «по законам социализма», а владельцы счетчиков — по нравам рыночной экономики. Именно на владельцев счетчиков ляжет оплата внутридомовых потерь ресурсов, перерасходов, допускаемых соседями без счетчиков, а также компенсация энергетических краж.

ЦИТАТА

«Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил».

Примечание: пункт 19 оговаривает вопросы начисления платежей по устанавливаемым властями нормативам потребления.

Отметим, что даже немалая часть представителей ЖКХ от этого в недоумении. Что же касается самих жильцов, то в некоторых городах не желающие по такому принципу вносить оплату жильцы крушили счетчики кувалдами и перегораживали трассы.

Логика законодателей — возложить на собственников жилья ответственность за состояние общедолевого имущества многоквартирного дома. (Для сравнения: установивший счетчик владелец индивидуального коттеджа также вносит оплату за «коммунальный ресурс», текущий в его дворе, а не только в квартире.)

2-я группа жильцов платит по следующему алгоритму:

1. Согласно пункту 23 постановления 307, для начисления оплаты за холодную и горячую воду, газ, электроснабжение необходимо (подпункт 1 пункта 3 приложения № 2):

а) Сложить суммарный объем коммунального ресурса, потребленный квартирами со счетчиками, с объемом коммунального ресурса, использованного собственниками квартир без счетчиков (который в данном случае считается исходя из устанавливаемых нормативов).

б) Разделить объем коммунального ресурса, потребленный всем домом (по общедомовому счетчику), на полученную сумму.

в) Умножить образовавшееся частное на показания счетчика в отдельной квартире МКД.

г) Умножить установленный тариф на полученное произведение.

2. В силу технических частностей на начисление оплаты за тепло в домах со счетчиками, одновременно имеющих и поквартирные приборы, данный принцип компенсации потерь и перерасходов не распространяется. Для начисления оплаты в этом случае необходимо (пункт 23 и далее — подпункт 2 пункта 3 приложения № 2):

а) Умножить общую площадь квартиры на среднемесячный объем потребленного ресурса за прошлый год.

б) Умножить полученное произведение на установленный тариф.

При этом, если данные за среднемесячный объем потребленного тепла за прошлый год отсутствуют (счетчик только установлен), оплата до поры до времени осуществляется по установленным нормативам потребления.

IV вариант оплаты:

И общедомовой счетчик есть, и поквартирными узлами учета снабжены все помещения

В этом случае на всех собственников жилья также возлагается ответственность за внутридомовые потери и энергетическое воровство. Но при этом жильцы не будут компенсировать перерасходы энергоресурсов, допускаемые соседями без счетчиков – в силу отсутствия таковых. Начисление оплаты при варианте IV также оговаривается пунктом 23 постановления 307 (также подпункты 1-2 пункта 3 приложения №2):

Читайте так же:
Водяной счетчик поверочный интервал

1. Для подсчета оплаты холодного водоснабжения, горячей воды, газоснабжения и электроснабжения необходимо:

a) Разделить месячные показания общедомового счетчика на сумму показаний всех квартирных счетчиков.

б) Умножить полученное частное на показания вашего индивидуального узла учета, а затем — на действующий тариф.

2. Подсчет оплаты отопления со счетчиками как на весь МКД, так и в отдельных квартирах полностью схож с операцией, выполняемой при подсчете израсходованного тепла в домах
III варианта жильцами 2-й группы.

Резюме

Как мы видим, воспетый на заре коммунальной реформы рай от счетчиков весьма и весьма обманчив. Это когда-то, несколько лет назад, за счет оборудования можно было успешно экономить на коммунальной оплате. Меняются времена — вступают в силу новые документы.

Впрочем, и раньше наивно было причислять эти приборы к энергосберегающему оборудованию. Счетчик, установленный в доме, где «все течет, но ничего не меняется», станет лишь дополнительной составляющей в оплате «коммуналки», поскольку придется тратиться за его приобретение, установку и обслуживание.

Однако, подчеркнем, в своих пояснениях к пресловутому 307-му постановлению мы не брались ни рекомендовать, ни отговаривать от этого оборудования, поскольку в каждом отдельно взятом доме счетчик по-разному влияет на оплату. Здравый смысл подсказывает, что наиболее выгодно его использовать в квартирах МКД, не обеспеченных общими узлами. Однако таких объектов будет все меньше. При этом в ближайшие годы установить счетчики на все виды энергоресурсов обяжут всех потребителей и все дома — в рамках реализации недавно принятого закона об энергосбережении.

Отметим лишь, что при нынешнем громоздком законодательстве, оговаривающем порядок начисления оплаты коммунальных услуг в домах со счетчиками, не искушенному в азах жилкомхоза потребителю в принципе невозможно проконтролировать объективность начисления оплаты со стороны управляющей компании или ТСЖ.

Особенно это касается «многоэтажек» с десятками и сотнями жильцов, поскольку весьма проблематично со 100-процентной точностью выяснить, в скольких квартирах стоит оборудование и кто сколько энергоресурсов израсходовал, кто какую внес оплату. Иными словами, в рамках нынешнего правового поля с точки зрения собственника счетчик, наоборот, делает коммунальную отрасль еще менее прозрачной. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения на «Ростов-Дом» жильцов, которые не могут понять, почему им начислили тот или иной размер платы за энергоресурсы.

Словом, до тех пор пока действует постановление 307, остается уповать лишь на честность ЖКХ и бдительность проверяющих инстанций. А как показывают результаты этих проверок, в большинстве случаев коммунальные платежи начисляются с нарушениями. Впрочем, иногда, возможно, это происходит без злого умысла — поскольку на 100% исполнять сей документ по различным причинам зачастую не способны даже профессиональные коммунальщики.

P.S. Данная статья не может иметь юридической силы: она является лишь частным комментарием к постановлению №307.

Внимание! Содержание статьи во многом устарело благодаря вступлению в силу новых правил предоставления коммунальных услуг (постановления правительства РФ №354). Как теперь рассчитываются платежи за ЖКУ, и в частности — за потребление услуг в местах общего пользования, читайте в материале «Квартплата: откуда что берется».

Часто задаваемые вопросы/ответы

Уважаемые клиенты!

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами и ответами, касающихся энергоснабжения, начисления платы за электроэнергию и показаний приборов учёта.

Как переоформить жилое помещение на себя?

Для изменения Ф.И.О. в квитанциях за электроэнергию, а также перерасчёта платы за электроэнергию в соответствии с данными нового владельца (нанимателя) жилого помещения абонентам необходимо обратиться с письменным заявлением о смене владельца квартиры в соответствующий клиентский офис ПАО «Саратовэнерго». К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия паспорта,
  • копия свидетельства на право собственности указанной квартиры (договор соц. найма).
  • копия ИНН
  • справка о составе семьи.

Можно ли получить информацию о наличии задолженности и последних показаниях приборов учёта?

Для консультации по расчету платы за потребленную электрическую энергию, наличия задолженности, последним показаниям прибора учета Вы можете обратиться на горячую линию ПАО «Саратовэнерго» по телефону: 8(8452) 69-45-45.

Кто устанавливает тарифы для населения?

Тариф на электроэнергию утверждается соответствующим постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.

Где можно найти тарифы для юридических лиц?

ПАО «Саратовэнерго» на своём сайте в разделе «Расчёт стоимости нерегулируемой цены» ежемесячно публикует цены на электроэнергию по разным группам потребителей.

Как передать показания прибора учета физическому лицу?

ПАО «Саратовэнерго» рекомендует передавать показания прибора учета в период с 23 по 25 число каждого месяца.

Передать показания прибора учета Вы можете:

  • через личный кабинет клиента на сайте ПАО «Саратовэнерго»;
  • по телефону горячей линии 8(8452)69-41-41;
  • через SMS по телефону: 8-937-819-00-13

Формат SMS – сообщения: 9ХХХХХХХХХ_11111 (Лицевой счет (10 знаков), пробел, показания счетчика);

Для владельцев двухтарифных счетчиков формат SMS: 9ХХХХХХХХХ_11111_11111 (Лицевой счет (10 знаков), пробел, показания счетчика день, пробел, показания счетчика ночь).

SMS, переданные в ином формате, не будут обработаны и приняты в расчет.

Как получить платежный документ физическому лицу?

Платежный документ можно получить:

  • на бумажном носителе;
  • по электронной почте;
  • распечатать в личном кабинете клиента;
  • на мобильный телефон по SMS.

При наличии уточняющих вопросов Вы можете обратиться на горячую линию ПАО «Саратовэнерго» по телефону: 8(8452) 69-45-45.

На каком основании производится начисление пени?

Начисление пени производится на основании п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Почему необходимо производить замену прибора учёта электрической энергии на новый, если старый работает «нормально»?

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, основаниями для замены приборов учёта являются:

  • утрата, истечение срока эксплуатации;
  • техническая неисправность (не работает счётный механизм, наблюдается «самоход» и т.д.);
  • истечение срока государственной поверки (для приборов учёта класса точности 2,5);
  • механические повреждения прибора учёта;
  • отсутствие или нарушение пломб государственной поверки.
Читайте так же:
Акт приемки водяного счетчика

Таким образом, возникновение любого из указанных обстоятельств требует замены прибора учёта, так как они исключают гарантию правильной работы прибора учёта.

За чей счёт должны устанавливаться индивидуальные приборы учёта?

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Что такое общедомовые нужды (ОДН)?

Общедомовые нужды (далее ОДН) – это электроэнергия, потреблённая на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.

Что такое потери электроэнергии?

Электроэнергия — это ресурс, для перемещения которого на расстояние не используются дополнительные ресурсы — она расходует часть самой себя. При передаче электроэнергии по электрической сети в её элементах неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи.

Потери в сетях возникают из-за хищений электроэнергии, в связи с изношенностью электропроводки, а также ошибками в снятии показаний индивидуальных счётчиков либо умышленными искажениями записей.

В старом жилищном фонде, где внутридомовые электрические сети характеризуются высоким уровнем износа, не осуществлялась замена электрической разводки, уровень потерь электроэнергии, как правило, достаточно высок. Поэтому в обновлении линий электропередачи с целью приспособления их к современным уровням нагрузки сети заинтересованы, прежде всего, жильцы дома.

Почему я должен оплачивать потребление на общедомовые нужды?

В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность производить оплату за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, предусмотрена также ст. 210 ГК РФ и ст.. 30, 39 Жилищного Кодекса РФ.

Где установлен общедомовой прибор учёта, и кто снимает с него показания?

Общедомовые приборы учёта (ОДПУ), как правило, устанавливаются на границе электрических сетей, входящих в многоквартирный жилой дом. Если таких вводов в дом несколько, то все они оборудуются отдельными общедомовыми приборами учёта, объём поставки по которым суммируется при дальнейших расчётах. О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании, в сетевой организации или у гарантирующего поставщика ПАО «Саратовэнерго».

Показания ОДПУ ежемесячно снимается в период с 23 по 25 число каждого месяца жильцами многоквартирного дома, сотрудниками сетевой организации, или управляющей компанией.

Учитываются ли долги соседей при распределении общедомового потребления электроэнергии на добропорядочных граждан?

Долги соседей не учитываются при распределении общедомового потребления электроэнергии. Каждый гражданин оплачивает потребление по своему индивидуальному, установленному на квартиру, прибору учёта, и свою долю в общедомовом потреблении, определённую в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

К каждому должнику персонально применяются все законные меры воздействия: ограничение подачи электроэнергии и взыскание задолженности в судебном порядке.

Что будет, если гражданин оплачивает электроэнергию по квартирному счётчику, но не платит за ОДН?

За отказ от оплаты общедомовых нужд федеральным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потреблённой в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления относятся в равной степени к услуге энергоснабжения.

Сделают ли мне перерасчёт за ОДН за период временного отсутствия в квартире?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п.88), в случаях временного отсутствия потребителей в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды перерасчёту не подлежит.

Если в квартире не зарегистрирован собственник, производят ли на него начисления?

В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия.

Следовательно, начисление платы собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в соответствующем помещении правомерно. Основания и порядок перерасчёта платы за коммунальные ресурсы предусмотрены разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Должен ли оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды наниматель квартиры по социальному найму?

Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (ЖК РФ Глава 8. Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма).

Для входа в личный кабинет абонента необходимо авторизоваться. На форме авторизации необходимо внести адрес электронной почты и пароль, затем нажать кнопку «войти». Для незарегистрированных пользователей есть возможность пройти регистрацию, нажав кнопку «зарегистрироваться».

Постоянные скачки напряжения в сети?

Скачки напряжения – это резкие перепады сетевого напряжения, выходящие за пределы допустимых отклонений. Согласно действующим нормам допустимые отклонения напряжения не должны превышать 10% от номинала 220 В.

Скачки напряжения могут быть вызваны:

  • Резким изменением нагрузки;
  • Авариями, вызванными воздействием стихии или имеющие техногенную природу;
  • Износом оборудования;
  • Отсутствием резерва мощности.

При выявлении, скачков напряжения ПАО «Саратовэнерго» рекомендует Вам обратиться в адрес обслуживающей ваше жилое помещение сетевой (управляющей) компании.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector