Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Читайте так же:
Подключение старого дискового счетчика

ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Читайте так же:
Испытательная коробка для счетчика что это

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Отопительный сезон закончен. Кому и когда пересчитают плату за теплоснабжение?

Ежегодно после завершения отопительного периода многим жителям многоквартирных домов пересчитывают оплату за тепловую энергию, расходованную на отопление и подогрев воды. В этом году суммы перерасчета за отопление будут внесены в извещения за май, соответственно минчане их получат в июне.

Как рассказали в Минском городском жилищном хозяйстве, коммерческие расчеты за потребления тепла каждого конкретного жилого дома теплоснабжающие организации производят исходя из показаний групповых счетчиков. Он фиксирует количество потраченного тепла на обогрев квартир, а также подъездов и других мест общего пользования.

Затем общее количество гигакалорий пропорционально делится между собственниками и нанимателями в зависимости от площади их жилого помещения. При этом объем затраченной энергии на подогрев воды вычисляется согласно показаниям индивидуальных счетчиков горячего водоснабжения, установленных в каждой квартире. Если же счетчиков нет, тогда исходя из действующих нормативов – 130 л в сутки на человека.

Что касается оплаты за отопление и горячее водоснабжение, то здесь объемы тепла рассчитываются по каждой квартире, а затем умножаются на действующий для населения субсидированный тариф. По полному тарифу приходится платить лишь собственникам квартир, в которых никто не зарегистрирован, а также не занятым в экономике гражданам.

За горячую воду занятые в экономике граждане Беларуси платят по полным тарифам с начала 2019 года, а за отопление — с 1 мая 2021 года.

– В Минске большинство домов имеют только групповые приборы учета. Если в течение отопительного периода они работали исправно, тогда перерасчет за услугу «Отопление» производиться не будет и такая процедура затронет только горячее водоснабжение, – подчеркнули специалисты Минского городского жилищного хозяйства. – Отличия в перерасчетах также будут в домах, где установлены индивидуальные приборы учета тепла и там, где счетчиков вообще нет.

– В столице на обслуживании ЖКХ районов находится 486 зданий, не оснащенных групповыми приборами учета тепла. В основном это малоэтажные строения, в которых установка счетчиков невозможна по техническим или экономическим причинам. Начисления за отопление и подогрев воды там производятся согласно нормативам, – рассказали специалисты МГЖХ.

По их словам, на 2020−2021 годы Мингорисполкомом установлены следующие нормативы расхода теплоэнергии: на отопительный период –0,0184 Гкал на 1 кв. м жилых помещений, с сентября по август – 0,0753 Гкал на подогрев 1 куб. м. воды. Также, городом ежемесячно устанавливаются нормативы фактического потребления теплоэнергии на подогрев воды и отопление на основании показаний приборов учета, установленных в других домах. И уже на основании этого делается перерасчет в большую или меньшую сторону. В текущем году суммы перерасчета за отопление будут внесены в извещения за май, которые минчане получат в июне.

Что касается другой категории жильцов, то индивидуальные приборы учета тепловой энергии (ИПУ) сейчас установлены в 120 048 столичных квартирах, но расчет по ним ведется только в 92 155 квартирах. Остальные отказались от данной услуги по причине небольшой финансовой выгоды от использования приборов.

Собственники квартир, где стоят счетчики тепла и заключен договор с расчетно-сервисной организацией на их техническое обслуживание, весь отопительный период платят за тепло исходя из показаний группового прибора учета. Напомним, что он фиксирует теплоэнергию, затраченную на весь жилой дом: квартиры и места общего пользования. После выключения отопления, показания общедомового счетчика для них не изменятся, а вот индивидуальный объем теплоэнергии по каждой квартире будет пересчитан с учетом показаний ИПУ. Таким образом, тот, кто экономил тепло – получит возврат средств, а тот, кто тратил бездумно – доплатит. Окончательный расчет будет выставлен в счетах-извещениях за июнь.

Тарифы на 2021 год

Нормативные правовые акты:

с 01.01.2021 по 30.06.2021

с 01.07.2021 по 31.12.2021

Холодная вода, руб./м 3

Водоотведение, руб./м 3

Горячая вода, в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, руб./м 3

Электрическая энергия в домах с газовыми плитами, руб./кВт∙ч:

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

Электрическая энергия для населения в домах с электрическими плитами, руб./кВт∙ч

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

Природный газ, руб./1000м 3

Сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок, руб./кг

Документы

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга устанавливается Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, вправе устанавливать тарифы отличные от установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, на основании решений принятых на собраниях собственников.

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2021 по 30.06.2021

Наименование услуги (работы)

За 1 кв. м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв. м площади комнат в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения , в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения)

Читайте так же:
Как поменять счетчик элект

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

эксплуатация приборов учета тепловой энергии и горячей воды

эксплуатация приборов учета холодной воды

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

определяется в соответствии с приложением

холодная водагорячая водав многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитамиотведение холодной воды

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1-11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2022 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2021 по 30.06.2021»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

Рi — размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов для жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, руб. в месяц;

Р — базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для двухэтажных домов (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 1), определенная в соответствии с приказом Госстроя России от 11.07.1997 N 17-43 «Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов» и с учетом ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

j — количество лифтов в многоквартирном доме, изменяется от j = 1 до m;

n — количество этажей в подъезде многоквартирного дома, обслуживаемом j-м лифтом (с учетом цокольных этажей);

k — коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 2);

Sобщ — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, м 2 ;

Si — общая площадь жилого (нежилого) помещения, м 2 .

Базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта лифта в многоквартирном доме (Р), руб./лифт в месяц

Скорость движения, м/с

с распашными дверями

с автоматическим приводом дверей

до 1 (включительно)

до 0,71 (включительно)

до 1 (включительно)

до 500 (включительно)

свыше 500 до 1000 (включительно)

Коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (k)

Скорость движения, м/с

с распашными дверями

с автоматическим приводом дверей

до 1 (включительно)

до 0,71 (включительно)

до 1 (включительно)

до 500 (включительно)

свыше 500 до 1000 (включительно)

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021 по 31.12.2021

Наименование услуги (работы)

За 1 кв.м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв.м площади
комнат
в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения , в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения)

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

эксплуатация приборов учета тепловой энергии
и горячей воды

эксплуатация приборов учета холодной воды

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
(при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

определяется в соответствии
с приложением

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:

в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:

не оборудованных лифтами

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

отведение холодной воды

отведение горячей воды

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1 — 11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2022 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Читайте так же:
Как разместить счетчик посещаемости сайта

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021 по 31.12.2021»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

Рi — размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов для жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, руб. в месяц;

Р — базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для двухэтажных домов (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 1), определенная в соответствии с приказом Госстроя России от 11.07.1997 N 17-43 «Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов» и с учетом ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

j — количество лифтов в многоквартирном доме, изменяется от j = 1 до m;

n — количество этажей в подъезде многоквартирного дома, обслуживаемом j-м лифтом (с учетом цокольных этажей);

k — коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 2);

Sобщ — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, м 2 ;

Si — общая площадь жилого (нежилого) помещения, м 2 .

Базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта лифта в многоквартирном доме (Р), руб./лифт в месяц

Энергоснабжение многоквартирных домов

На каком основании жильцы многоквартирных домов обязаны платить за общедомовые нужды и почему в счетах на оплату за потребленную электрическую энергию появилась графа «Плата за общедомовые нужды»?

Действительно, где-то раньше, где-то позже, в счетах за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, стали появляться дополнительные суммы за оплату электроснабжения мест общего пользования или, как принято говорить, общедомовые нужды (ОДН).

Но платить за энергоснабжение мест общего пользования жильцы многоквартирных домов начали гораздо раньше. Только тогда стоимость энергоснабжения мест общего пользования была включена в размер платы за ремонт и обслуживание жилищного фонда.

Сегодня на собственника квартиры ложится определённая ответственность за обеспечение того качества жизни в своем приватизированном или приобретенном на собственные средства жилище, которое создаст ему комфорт. Эта обязанность, в том числе и по оплате ОДН, возложена на жителей многоквартирных домов нормативно — правовыми актами, такими как Жилищный кодекс, Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, Правилами предоставления коммунальных услуг.

Так, согласно этих Правил, коммунальная услуга «энергоснабжение» для жителей многоквартирных жилых домов состоит из двух составляющих: внутриквартирное потребление и потребление на общедомовые нужды. То есть жильцы, независимо от способа управления многоквартирным домом, обязаны оплачивать весь объем электроэнергии, использованной как в квартирах, так и в местах общего пользования дома.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность по оплате электроснабжения мест общего пользования

Федеральное законодательство

  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857, с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82);
  • Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 №344);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Региональное законодательство

  • Приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» (в редакции от 19.09.2012);
  • Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».

Что относится к общедомовым нуждам (ОДН)?

В настоящее время законодательством определены такие виды коммунальных услуг на нужды ОДН в многоквартирном доме, как холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление общего имущества.

К общему имуществу (ст. 36 Жилищного Кодекса) относятся все помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе:

  • межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы);
  • помещения, предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений (это могут быть залы для занятий физической культурой и спортом, культурного развития или, например, прачечные);
  • к общему имуществу относятся и крыши, механическое, электрическое и иное оборудование, которое находится за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • и, наконец, территория (земельный участок), на которой расположен дом.

Что подразумевается под «электроснабжением мест общего пользования»?

Плата за ОДН начисляется не только за лампочку в подъезде. В это понятие входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования, к которым относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение. Это обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосов, антенн, лифтового оборудования. А также внутридомовые потери электроэнергии, которые возникают в процессе её передачи.

Необходимо понимать, что расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, которое призвано ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.

Как рассчитывается плата за энергоснабжение мест общего пользования?

При начислении оплаты за энергоснабжение мест общего пользования Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают порядок расчёта в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учёта.

В первом случае, если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться, исходя из показаний этого прибора учёта.

Объём общедомового потребления будет рассчитываться следующим образом: из расхода электроэнергии по общедомовому прибору учёту, установленному на вводе в дом, вычитывается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счётчикам и объём электроэнергии, потреблённый гражданами, у которых отсутствует индивидуальный прибор учёта, рассчитанный по нормативам, а также объём, потреблённый нежилыми помещениями (магазинами, офисами и т.п.), если таковые имеются в доме. Затем полученный объём распределяется между потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру площади принадлежащего им жилого и (или) нежилого помещения в этом доме.

В случае отсутствия прибора учёта в основу расчёта положен норматив потребления, установленный Региональной энергетической комиссией – Департамента цен и тарифов Краснодарского края с 1 октября прошлого года, и размер площади жилого помещения, занимаемого собственником жилья. Размер платы для каждого собственника рассчитывается, исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади дома по формуле и эта доля (исчисляется в квадратных метрах) умножается на соответствующий норматив и на тариф.

Читайте так же:
Не могу обнулить счетчик r270

Потребитель обязан вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. То есть, чем больше площадь квартиры или нежилого помещения, тем больше доля общего имущества в многоквартирном доме принадлежит собственнику. Значит, и бремя по его содержанию он будет нести больше, чем обладатель меньшей площади и начисление на общедомовые нужды у него будет больше.

Более сложный случай, когда часть помещений оборудована приборами учёта, а другая не оборудована. Тогда для расчёта платы в отношении помещений, оборудованных приборами учёта, будет использоваться реально потреблённый объём электроэнергии, а необорудованных – норматив потребления, утверждённый региональными органами.

Кем устанавливается норматив потребления электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования и каков его размер?

Нормативы на территории субъектов Российской Федерации устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, а в Республике Адыгея таким органом является Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Нормативы по электроснабжению утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов от 31.08.2012 (в редакции от 19.09.2012) № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учёта)», а также Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».

Они дифференцированы в зависимости от наличия лифтового оборудования и этажности многоквартирного дома.

Например, для потребителей, проживающих на 6-9 этажах многоквартирного дома, оснащённого лифтами, норматив из расчета на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составит 0,54 кВт.ч. в месяц. Для проживающих на 3-4 этажах в домах без лифта – 0,18 кВт.ч. в месяц.

Почему плата за электроснабжение мест общего пользования «привязывается» к квадратным метрам, а не к потреблению электроэнергии на индивидуальные нужды (к квартирному потреблению)?

До сентября 2012 года распределение электроэнергии между жильцами многоквартирного дома, потребляемой на общедомовые нужды, производилось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ в мае 2006 года, и осуществлялось пропорционально расходу электрической энергии на индивидуальное потребление на основании показаний поквартирных приборов учёта. Но этот порядок распределения электроэнергии вызывал много критики, т.к. граждане, проживающие в одинаковых по площади квартирах и в однотипных домах, оплачивали разное количество электроэнергии – в зависимости от того, сколько они расходовали электроэнергии в своих квартирах.

Теперь же плата за энергоснабжение мест общего пользования, рассчитывается и распределяется между жильцами пропорционально размеру общей площади квартиры.

Почему плата за энергоснабжение мест общего пользования бывает больше, чем за индивидуальное потребление? От чего это зависит?

Если в доме нет общедомового прибора учёта, то расчет потребления электроэнергии на общедомовые нужды производится по установленным нормативам потребления на квадратный метр общей площади и распределяется на ту или иную квартиру в долевом соотношении. В этом случае размер начислений, в первую очередь, будет зависеть от размера площади помещений, входящих в состав мест общего пользования и площади жилого помещения потребителя. Чем больше эти площади, тем больше начисление на общедомовые нужды. Таким образом, величина платы за ОДН никак не зависит от индивидуального потребления внутри квартиры.

В доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, размер начислений зависит от многих факторов, в числе которых техническое состояние внутридомовой системы электроснабжения, синхронное получение показаний общедомовых приборов учёта и индивидуальных приборов учёта; наличие индивидуальных приборов учёта у всех собственников/пользователей жилых помещений и другое.

Кроме того, сумма начисления на общедомовые нужды может быть большой, если в многоквартирном доме с коллективным прибором учета есть нежилые помещения, используемые под офисы, магазины, парикмахерские, владельцы которых не заключили договоры энергоснабжения с нашей компанией. Если договора нет, то фактически происходит хищение электроэнергии у жильцов.

ПАО «ТНС энерго Кубань» постоянно проводит работу по выявлению таких недобросовестных арендаторов и владельцев нежилых помещений и предлагает заключить договор энергоснабжения. Однако Гарантирующий поставщик электроэнергии по закону не может в одностороннем порядке их принудить к заключению договора, поэтому контроль за отсутствием таких помещений в доме, как со стороны управляющих компаний и ТСЖ, так и самих граждан обязателен.

Также важно понимать, что точность расчёта оплаты за электроэнергию напрямую зависит от самих потребителей электроэнергии, от выполнения ими требований законодательства, в частности, предоставления показаний приборов учёта (напомним, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлено, что потребитель имеет право ежемесячно снимать показания прибора учёта электроэнергии и передавать полученные показания). В противном случае, согласно действующему законодательству, применяются расчётные способы, которые могут негативно сказаться на размере платы за энергоснабжение мест общего пользования. От достоверности показаний зависит, какой объем электроэнергии будет в дальнейшем распределяться на жильцов, как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовых приборов учёта, и общим потреблением квартир и нежилых помещений, определенных по показаниям индивидуальных приборов учёта. Эта разница и является объемом электроэнергии, затраченным домом на общедомовые нужды.

Можно ли уменьшить размер платы за электроснабжение мест общего пользования?

Уменьшение размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды дадут следующие меры: установка в доме общедомового прибора учета электроэнергии; наличие индивидуальных приборов учета (ИПУ) у всех собственников жилых помещений; ежемесячное предоставление показаний ИПУ; одновременное и качественное снятие показаний общедомового и квартирных приборов учёта электроэнергии; исключение случаев незаконных подключений, воровства электроэнергии со стороны собственников / пользователей жилых /нежилых помещений в многоквартирном доме. Кроме того, снизить затраты на общедомовые нужды позволит энергосберегающее оборудование, установленное в местах общего пользования: энергосберегающие лампы, выключатели с временным реле, которые самостоятельно гасят свет на лестничной площадке через заданный промежуток времени; датчики движения, срабатывающие при движении объекта, т.е. когда кто-то входит в подъезд, свет зажигается автоматически, когда выходит – гаснет. То есть, минимизировать затраты на ОДН вполне реально, но для этого нужны усилия всех – и электрических сетей, и управляющих компаний, и всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирном доме.

В завершение мы обращаем Ваше внимание на то, что все обращения и запросы, поступающие в адрес компании, рассматриваются и каждому обратившемуся в обязательном порядке дается письменный ответ с приложением всех расчетов.

Для подробного разъяснения мы рекомендуем своим абонентам обращаться непосредственно в ПАО «ТНС энерго Кубань». Специалисты компании подготовят и предоставят всю необходимую информацию, чтобы расчеты были прозрачны и понятны всем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector