Sibprompost.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация, доклад по физике на тему Действия тока

Презентация, доклад по физике на тему Действия тока

Презентация на тему Презентация по физике на тему Действия тока, предмет презентации: Физика. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Физика
  • Презентация по физике на тему Действия тока

Слайды и текст этой презентации

…Пора чудес прошла,
и нам подыскивать
приходится причины
всему, что совершается
на свете.

Тема:
«Действия электрического тока»

Действия электрического
тока – это явления, которые
наблюдаются при наличии
электрического тока в цепи.

1. Дайте определение электрического тока.
2. На какие виды делятся все вещества по проводимости?
3. Приведите примеры проводников и диэлектриков.
4. Как образуются положительные и отрицательные ионы?
5. Каково строение металлов в твёрдом состоянии?

6. Что находится в узлах кристаллической решётки?
7. Что происходит со свободными электронами в металле
при помещении его в электрическое поле?

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОВОДНИКАХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УПОРЯДОЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ

8. Что представляет собой электрический ток в металлах?

9. Проводят ли жидкости электрический ток?

Электрический ток электролите (жидкости) – это направленное движение ионов в электрическом поле.

Электролиты — растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.

10. Является ли электрическим током молния?

В физике все электроприборы имеют
условные обозначения:

Без сомнения,
всё наше знание
начинается
с опыта.

(Кант Иммануил
немецкий философ,
1724 — 1804 г.г.)

Исследуем действия электрического тока

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.
Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.
Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.
Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.

Тепловое действие тока

Тепловое действие тока

Химическое действие электрического тока Впервые было открыто в 1800г.

Химическое действие тока

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА — это электрохимический процесс, в результате которого на поверхности какого-либо предмета, форму которого хотят воспроизвести, осаждается толстый слой металла.
ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ используют в тех случаях, когда у металлической детали (оригинала изделия) очень сложная форма и обычными способами (литьем или механической обработкой) ее трудно или невозможно изготовить.
Основной целью ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ является получение точной металлической копии предмета

Химическое действие тока

Магнитное действие тока

Магнитное действие тока

Магнитное действие тока

С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?

Как по химическому действию тока можно судить о количестве прошедшего электричества?

Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?

На каком действии электрического тока основано получение химически чистых металлов?

Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока?

Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире? А химическое?

Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.

Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?

Вам нужно сделать точный слепок с некоторого деревянного рельефа. Не поможет ли в этом электрический ток?

Как изготовить посеребрённые или позолоченные ювелирные изделия?

Что является источником магнитного поля Земли?

1. Электрический ток представляет собой упорядоченное
движение ……… частиц, в металлах это ……. в растворах
солей ……..
2. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна
быть ….
3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят
электрический ток, т. к. ………
4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..
5. О наличии электрического тока можно судить
по ……… электрического тока.
6. Мы узнали о 4 действиях электрического тока: ……..

Читайте так же:
Формула для количества теплоты электрического тока

1. Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов?
А) тепловое, Б) химическое, В) магнитное
2. Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?
А) тепловое, химическое и магнитное действия;
Б) химическое и магнитное действия, теплового нет;
В) тепловое и магнитное действия, химического действия нет;
Г) тепловое и химическое действия, магнитного действия нет.

«Быстро и в точку»

§ 35
Приготовить примеры действий
электрического тока,
встречающихся в жизни.

Конспект урока «Действие электрического тока»

Действие электрического тока

Тип урока : изучение нового материала

Основное содержание урока: Электрический ток в металлах. Тепловое, химическое и магнитное действия электрического тока.

Организационный момент – (5 мин)

Актуализация знаний – (5-7 минут)

Открытие нового материала (15 минут)

Закрепление изученного материала — (7 минут)

Рефлексия – 4 мин

Домашнее задание – 2 мин

Интеллектуальная разминка:

Разгадать ребус: (2 мин)

У Е А Е ,

Э 3 Й

Ответ: электрический ток

Каждый из нас, наверное, проверял качество батареек с помощью прикасание кончиком языка к металлическим пластинам. Если ощущается горьковатый вкус, то батарейка подлежит ещё использованию. Почему же электричество батарейки горьковато на вкус?

Ответ: Слюна человека содержит в малом количестве различные органические соли, когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу, на полюсах батарейки выделяются их составные части, и язык ощущает горьковатый привкус. (3 мин)

Актуализация знаний (5-7 минут)

Сегодня мы начнем наш урок с того, что вспомним физические величины и термины, которые мы проходили на предыдущих уроках.

Прием «Лови ошибку»

В определениях, которые Вы видите на доске я допустила некоторое количество ошибок. Ваша задача найти эти ошибки и дать верное определение.

Электрический ток – это упорядоченное движение отрицательно заряженных протонов .

Два разноименных заряда оттолкнутся друг от друга.

Не хватает источника тока.

Проводники – вещества, плохо проводящие электрический ток.

Электрон – это элементарная частица, не имеющая электрического заряда.

Явление притяжение тел друг другу называется электрическим полем.

Открытие нового материала (15 минут)

Прием «Отсроченная загадка-отгадка»

Однажды к римскому императору Тиберию пришел мастер и в подарок принес чашу, блестящую, как серебро, но очень легкую. Мастер повидал, что получил эту чашу из «глинистой земли». Тиберий боялся того, что серебро обесценится и приказал убить мастера. Что это был за металл? И как с этим связан электрический ток?

Прежде, чем мы дадим ответ на эту загадку, вначале разберемся как можно судить о наличии электрического тока? Судить о наличии электрического тока можно по его действиям.

Итак, тема нашего урока: «Действие электрического тока»

Действие электрического тока – это явления, которые вызывает электрический ток. По ним можно судить есть или нет электрический ток в цепи.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, вы сами попробуете догадаться, какие действия мы будем изучать.


Рис. 3

При прохождении тока проводник нагревается. Это одно из основных действий тока, который может наблюдать человек. Примером этого являются электрические приборы, которые есть у каждого из нас в доме.

Итак, на рис.1 представлено тепловое действие электрического тока. Электрический ток в проводнике вызывает его нагрев. Чем больше заряд, тем больше нагревается проводник и увеличивается энергия.

Тепловое действие электрического тока используется как в быту, так и в технике. Например, контактная электросварка.

В сельском хозяйстве также используется тепловое действие электрического тока для сушки сена, намоченного дождем.

Французский физик Араго в своих работах описал случай, когда молния, ударив в дом, намагнитила все вилки, ложки и ножи. Как мы знаем, молния представляет собой мощный поток электрического тока, идущего через воздух. Из случая, который описал Араго мы можем сделать вывод, что электрический ток обладает магнитными свойства.

На рис. 2 представлено магнитное действие электрического тока.

Если в проводнике течет ток, то магнитная стрелка вблизи проводника меняет свое положение.

Демонстрация: Опыт Эрстеда

Магнитное действие электрического тока используется для измерительных приборов.

Поговорим о третьем рисунке, на нем изображено химическое действие электрического тока.

Химическое действие электрического тока заключается в том, что электрический ток, проходя через растворы солей, кислот, щелочей разлагает их на составные части. Такое действие тока называется электролизом.

В результате электролиза происходят химические реакции.

Химическое действие электрического тока используется в промышленности. Электролиз позволяет получить некоторые металлы в чистом виде.

Читайте так же:
Количество теплоты электрического тока задачи

Говоря о химическом действие тока, вернемся к нашей загадке.

Ответ: в состав глины входит легкий металл, похожий на серебро –алюминий, но во времена императора никто не мог представить, что можно добыть из глины такой металл, пока не изучили химическое действие электрического тока. Но сам алюминий очень сложно добыть в чистом виде, потому что его атомы связаны крепкой связью с другими элементами, разорвать эту связь может только электрический ток. Только ток может разорвать невидимые химические цепи и освободить серебристо-белый металл. Так, как алюминий дешевый металл, то императору совсем было не выгодно производить серебро из алюминия.

Закрепление полученных знаний

Решим несколько задач:

Как Вы считаете по какому действию рационально определить наличие электрического тока?

Ответ: Так как магнитное действие наблюдается во всех проводниках, то в основе приборов, определяющих наличие тока в цепи (гальванометр) лежит это действие.

Мы уже сегодня говорили об ученом Араго, у него было такое открытие: тонкую проволоку соединили с источником тока и погрузили в опилки, они притянулись к проволоке. Из чего были опилки. Объясните это явление.

Ответ: опилки намагничиваются и притягиваются к проволоке (магнитное действие)

Почему, когда мы трем ладони они нагреваются?

Ответ: в результате трения.

Как Вы объясните данное явление: когда мы ходим по ковру или двигаемся, сидя в кресле автомобиля нас может «ударить током»?

Ответ: Когда два материала контактируют, электроны из одного из них переходят через поверхностный энергетический барьер в другой. Так как ни тот, ни другой из этих материалов не является хорошим проводником, электроны могут переходить с одной поверхности на другую лишь в тех точках, где материалы хорошо контактируют. Таким образом, чем больше поверхность контакта между материалами, тем больше будет переходить электронов.

Прием «Телеграмма»

Кратко написать, что ты уяснил за урок и передать соседу, написав ему пожелания.

Заранее подготовить карточку со смайликами.

В конце урока учащиеся поднимут тот смайлик, которому соответствует их настроение на уроке.

Написать эссе: Плюсы и минусы открытия электрического тока

Использование теплового действия электрического тока

Действие электрического тока на организм человека

Урок физики 8 классе на тему: «Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея).»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок физики в 8 классе на тему: «Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея).»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_fizike_8_klass._himicheskoe_deystvie_elektricheskogo_toka._zakon_faradeya.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №44 физика 8 класс

Тема: Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея).

Цель урока – знать какое действие вызывает электрический ток, закон Фарадея, применять знания при решении задач

  1. Рассмотреть свойства электрического тока, изучить закон электролиза (закон Фарадея), научиться использовать законы при решении конкретных задач;
  2. Развивать умение строить аналогии, анализировать, делать умозаключения, использовать конкретный закон при решении физических задач;
  3. Воспитать дисциплинированность, организованность, умение слушать окружающих людей.

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Орг.момент.
  2. Эмоционально-психологический настрой
  3. Актуализация знаний:

1. проверка дом задания

2. чтение сообщений + оценивание

3. решение задач

Целеполагание: Он бежит по проводам

В каждом доме он желан

Но не вздумай с ним шутить,

Может он поколотить.

  1. Озвучивание темы урока. целеполагание

Итак, сегодня мы продолжим изучать тему «Электрический тока». Одним из действий электрического тока является химическое свойства тока. Тема нашего урока «Химическое действие электрического тока. Закон Фарадея». Какова цель урока? (ученики формулируют цель урока и записывают на доске)

  1. Изучение нового материала:

Учащимся раздается текст, они его изучают , сотавляют ключевые слова, презентуют + обсуждение

Задание: «Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.

Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.

Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.

Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности».

Просмотр видеоролика: «Электролиз», презентации

6. Закрепление новых знаний.

Предлагаю проверить прочность полученных знаний.

I вариант II вариант

1. Электрический ток – это… 1. Электрический ток в металлах – это…

а) упорядоченное движение частиц,

б) упорядоченное движение свободных электронов,

в) упорядоченное движение заряженных частиц,

г) движение заряженных частиц.

2. Какое действие тока всегда 2. Как называется действие тока

наблюдается в твердых, жидких может вызвать сильные конвульсии

и газообразных проводниках? и кровотечения из носа?

а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое.

3. Укажите, в каком из перечис- 3. Укажите, в каком из перечисленных ленных случаев используется ниже случаев используется химичес- физиологическое действие тока. кое действие тока.

а) нагревание воды электрическим током,

б) хромирование деталей,

в) рефлекторное сокращение мышц,

г) свечение электрической лампы.

4. Какое действие тока используют 4. Какое действие тока используют

в устройстве пылесоса? в устройстве гальванометра?

а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое.

5. В устройстве какого бытового 5. В устройстве какого бытового

прибора используется тепловое прибора используется одновре-

действие тока? менно тепловое и магнитное

а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.

7. Подведение итогов: возврат к цели урока, оценивание.

8. Домашнее задание: §45,46 упр.23 (4,5,6) – инструктаж.

Задание №21 ОГЭ по физике

Работа с текстами физического содержания и их применение для решения задач

Для решения задания №21 ОГЭ по физике нужно правильно использовать предварительный текст, предназначенный для заданий №№20–22. Задание сформулировано так, что его решение и выбор прав.варианта ответа требует умения выделить из этого текста актуальные фрагменты. Другие теоретические сведения, в которых может возникнуть необходимость, можно найти в разделах теории к другим соответствующим конкретным темам-заданиям.

Разбор типовых вариантов заданий №21 ОГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018
Миражи

Мираж является оптическим явлением в атмосфере, которое делает видимыми предметы, которые в действительности находятся вдали от места наблюдения, отображает их в искажённом виде или создаёт мнимое изображение.

Миражи бывают нескольких видов: нижние, верхние, боковые миражи и другие. Образование миражей связано с аномальным изменением плотности в нижних слоях атмосферы (что, в свою очередь, связано с быстрыми изменениями температуры).

Нижние миражи возникают преимущественно в тех случаях, когда слои воздуха у поверхности Земли (например, в пустыне) очень сильно разогреты и их плотность становится аномально низкой. Лучи света, которые исходят от предметов, начинают преломляться и сильно искривляться. Они описывают дугу у поверхности и подходят к глазу снизу. В таком случае можно увидеть предметы как будто зеркально отражёнными в воде, а на самом деле это перевёрнутые изображения отдалённых объектов (рис.1). А мнимое изображение неба создаёт при этом иллюзию воды на поверхности.

Схема появления нижнего миража: А – предмет, А’ – видимое изображение предмета

Верхние миражи возникают над сильно охлажденной поверхностью, когда над слоем холодного воздуха у поверхности образуется более тёплый верхний слой (рис. 2). Верхние миражи являются наиболее распространёнными в полярных регионах, особенно на больших ровных льдинах со стабильной низкой температурой. Изображения предметов, наблюдаемые прямо в воздухе, могут быть и прямыми, и перевёрнутыми.

Схема появления верхнего миража: А – предмет, А’ – видимое изображение предмета

По мере приближения к поверхности Земли плотность атмосферы растёт:

Изменение плотности воздуха с высотой относительно уровня моря

Какое изменение графика зависимости плотности воздуха от высоты соответствует условию возникновения нижнего миража? (изменение показано сплошной линией)

Алгоритм решения:

1. На основании предварительного текста выясняем условия, при которых возникают нижние миражи.

2–5. Анализируем предложенные графики №№1–4 и определяем соответствие каждого из них условиям появления нижних миражей. Определяем среди них правильный.

Решение:
  1. Условием возникновения нижних миражей (см. 3-й абзац предварит.текста) является сильный разогрев поверхности планеты и прилегающих к ней слоев воздуха. Плотность воздуха при этом существенно снижается.
  2. На графике №1 линия в своем начале, т.е. в точках, показывающих плотность при низкой высоте 0–4 км над уровнем моря, существенно отклонена вверх по сравнению с графиком, данным в условии. Это значит, что график №1 отображает ситуацию, когда плотность воздуха увеличилась. Такая ситуация характерна для появления верхних миражей. Т.о., график №1 нельзя считать верным ответом.
  3. График №2 фиксирует ситуацию, когда плотность воздуха тем ниже, чем ниже высота над уровнем моря. А по мере увеличения высоты она плавно повышается. Это как раз соответствует требованиям возникновения нижних миражей. Соответственно, график №2 – правильный ответ.
  4. График №3 показывает, что плотность воздуха на высоте примерно 8 км над уровнем моря плотность воздуха меньше, чем на высоте 0 км. Причем по мере снижения высоты плотность сначала увеличивается, а затем незначительно снижается. Это абсолютно не соответствует условиям, при которых нижний мираж может появиться. Вывод: график №3 не является правильным ответом.
  5. На графике №4 плотность воздуха со снижением высоты сначала немного понизилась, однако потом увеличилась, приблизившись по своему значению к плотности при нормальных условиях. При таких показателях нижний мираж появиться не может. Следовательно, график №4 – неверный ответ.
Первый вариант (Камзеева, № 1)
Открытие звукозаписи

Люди издавна стремились если не сохранить звук, то хотя бы как-то его зафиксировать. И когда 12 августа 1877 года Томас Эдисон пропел «Mary Had A Little lamb…» («Был у Мэри маленький барашек…»), мир изменился: ведь песня про барашка стала первой в мировой истории фонограммой – записанным и воспроизведенным звуком. Благодаря возможности записывать и воспроизводить звуки появилось звуковое кино. Запись музыкальных произведений, рассказов и даже целый пьес на граммофонные или патефонные пластинки стала массовой формой звукозаписи.

На рисунке 1 дана упрощенная схема механического звукозаписывающего устройства. Звуковые волны от источника звука (певца, оркестра и т.д.) попадали в рупор 1, в в котором была закреплена тонкая упругая пластинка 2, называемая мембраной. Под действием звуковой волны мембрана начинала колебаться. Колебания мембраны передавались связанному с ней резцу 3, острие которого оставляло при этом на вращающемся диске 4 звуковую бороздку. Звуковая бороздка закручивалась по спирали от края диска к его центру. На рисунках 1 и 2 показан вид звуковых бороздок на пластинке, рассматриваемых через лупу и при большем увеличении.

Диск, на котором производится звукозапись, изготавливается из специального мягкого воскового материала. С этого воскового диска гальванопластическим способом снимают медную копию (клише). При этом используется осаждение на электроде чистой меди при прохождении электрического тока через раствор ее солей. Затем с медной копии делают оттиски на дисках из пластмассы. Так получают граммофонные пластинки.

При воспроизведении звука граммофонную пластинку ставят под иглу, связанную с мембраной граммофона, и приводят пластинку во вращение. Двигаясь по волнистой бороздке пластинки, конец иглы колеблется, вместе с ним колеблется и мембрана, причем эти колебания довольно точно воспроизводят записанный звук.

Какое действие тока используется при получении клише с воскового диска?

  1. магнитное
  2. тепловое
  3. световое
  4. химическое
Алгоритм решения:
  1. Анализируем предварит.текст. Находим описание процесса возникновения эл.тока. Делаем вывод относительно природы действия эл.тока, определяем прав.вариант ответа.
  2. Объясняем, почему остальные варианты ответов являются неверными.
Решение:
  1. В 3-м абзаце предварит.текста прямо описывается способ получения заряженных частиц, обеспечивающих наличие эл.тока. Это – процесс электролиза, который в данном случае заключается в распаде солей меди на положит.заряженные ионы меди и отрицат.заряженные ионы кислотного остатка и дальнейшее направленное движение тех и других. Такое действие тока называется химическим и никак иначе. Следовательно, прав.вариант ответа – №4.
  2. Магнитным действие тока (вариант ответа №1) не является потому, что здесь не идет речь ни о взаимодействии пары проводников с током, ни об использовании магнита или иного источника, могущего вызвать такой эффект. О тепловом действии (вариант ответа №2) не можем говорить потому, что не происходит нагревания проводника с током. Световое действие эл.тока (вариант ответа №3) заключается в преобразовании эл.тока в видимый свет, чего в данном случае не наблюдается.
Второй вариант (Камзеева, № 2)
Приливы и отливы на Земле

Наша планета постоянно находится в гравитационном поле, которое создают Луна и Солнца. Это является причиной уникального явления, выраженного в приливах и отливах на Земле. Приливы и отливы – это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана. Характер образования приливов и отливов уже достаточно изучен: постепенно поднимается уровень воды, достигая своей наивысшей точки (уровень «полная вода»); далее вода начинает спадать (процесс «отлив»); в течение примерно шести часов вода продолжает уходить и достигает минимальной своей точки (уровень «малая вода»). На рисунке схематично представлено образование приливов и отливов.

Основное влияние на образование приливов и отливов оказывает Луна благодаря своему близкому положению относительно Земли. Наиболее близкая к Луне точка земной поверхности подвержена лунному тяготению примерно на 6% больше, чем наиболее удаленная.

В течение суток (лунных) бывают две полные и две малые воды. Период равен половине лунных суток и составляет в среднем 12 часов 25 минут. Лунными сутками принято называть время оборота Луны вокруг нашей планеты, он чуть длиннее привычных для нас двадцати четырех часов. Каждый день приливы и отливы сдвигаются на пятьдесят минут. Этот временной промежуток необходим волне, чтобы «догнать» Луну, перемещающуюся за земные сутки на тринадцать градусов.

Наблюдение процесса прилива в одном и том же месте на протяжении месяца показывает, что уровни малых и полных вод зависят от фазы Луны: в полнолуние и новолуние уровни отдаляются друг от друга, обеспечивая максимальную амплитуду прилива.

На земные приливы и отливы также влияет тяготение со стороны Солнца. Из-за огромной массы Солнца сила гравитационного притяжения между Солнцем и Землей почти в 200 раз больше силы притяжения между Землей и Луной (но из-за внушительной удаленности это действие очень мало различается для разных областей Земли). Амплитуда солнечных приливов практически вдвое меньше, чем у приливно-отливных процессов спутника Земли. В том случае, когда все три небесных тела – Земля, Луна и Солнце – располагаются на одной прямой, происходит складывание лунных и солнечных приливов.

Энергия приливной волны невероятно велика, поэтому уже много лет разрабатываются проекты по строительству электростанция в районах с большой амплитудой движения водных масс. В России таких электростанций уже несколько. Первая была построена в Белом море.

Наибольшее влияние на образование приливов и отливов на Земле оказывает:

  1. Солнце, так как притяжение между Солнцем и Землей почти в 200 раз больше притяжения между Землей и Луной
  2. Солнце, так как оно оказывает одинаковое действие на все области Земли
  3. Луна, так как силы тяготения со стороны Луны превышают силы тяготения со стороны Солнца
  4. Луна, так как сила притяжения Луны заметно меняется от участка к участку земной поверхности.
Алгоритм решения:

1–4. Анализируем предложенные утверждения, основываясь на соответствующих фрагментах предварит.текста. Делаем выводы об истинности каждого из них.

Решение:
  1. Утверждение 1 является цитатой из предварит.текста (см. 5-й абзац), поэтому его нельзя назвать неправильным. Однако непосредственно после этого фрагмента в тексте же поясняется, почему Солнце, несмотря на значительную силу притяжения, не обеспечивает большой амплитуды приливов (т.е. влияния на их образование). Вывод: утверждение 1 не является прав.ответом.
  2. Солнце действительно оказывает примерно равное действие на воды мирового океана в разных частях планеты. Но поскольку амплитуда приливов, обеспечиваемых Солнцем, в 2 раза меньше лунных (см. 5-й абзац предварит.текста), то говорить, что влияние со стороны Солнца максимально, было бы совершенно неправильным. Вывод: утверждение 2 неверно.
  3. Утверждение 3 неверно, поскольку в 5-м абзаце предварит.текста есть прямая оговорка о том, что силы притяжения со стороны Солнца больше, чем со стороны Луна в 200 раз.
  4. В 4-м абзаце предварит.текста есть указание на то, что значительную (и в т.ч. максимальную) амплитуду прилива обеспечивают смены расстояний, на которых Луна в разные периоды времени находится от Земли. Поскольку именно об этом говорится в 4-м утверждении, делаем вывод, что утверждение 4 верно.
Третий вариант (Камзеева, № 7)
Открытие рентгеновских лучей

Рентгеновские лучи были открыты в 1895 г. Немецким физиком Вильгельмом Рентгеном. Рентген заметил, что при торможении быстрых электронов на любых препятствиях возникает сильно проникающее излучение, которое ученый назвал Х-лучами (в дальнейшем за ними утвердится термин «рентгеновские лучи»). Когда Рентген держал руку между трубкой и экраном, то на экране были видны темные тени костей на фоне более светлых очертаний всей кисти руки.

Схема современной рентгеновской трубки для получения Х-лучей представлена на рисунке. Катод 1 представляет собой подогреваемую вольфрамовую спираль, испускающую электроны. Поток электронов фокусируется с помощью цилиндра 3, а затем соударяется с металлическим электродом (анодом) 2. При торможении электронов пучка возникают рентгеновские лучи. Напряжение между анодом и катодом достигает нескольких десятков киловольт. В трубке создается глубокий вакуум; давление газа в ней не превышает 10 -5 мм рт.ст.

Согласно приведенным исследованиям, рентгеновские лучи действовали на фотопластинку, вызывали ионизацию воздуха, не взаимодействовали с электрическими и магнитными полями. Сразу же возникло предположение, что рентгеновские лучи – это электромагнитные волны, которые в отличие от световых лучей видимого участка спектра и ультрафиолетовых лучей имеют гораздо меньшую длину волны. Но если рентгеновское излучение представляет собой электромагнитные волны, то оно должно обнаружить дифракцию – явление, присущее всем видам волн. Дифракцию рентгеновских волн удалось наблюдать на кристаллах. Кристалл с его периодической структурой и есть то устройство, которое неизбежно должно вызвать заметную дифракцию рентгеновских волн, так как длина их близка к размерам атомов.

Что является доказательством волновой природы рентгеновских лучей?

  1. высокая проникающая способность рентгеновских лучей
  2. взаимодействие с электрическим полем
  3. взаимодействие с магнитным полем
  4. дифракция на кристаллах
Алгоритм решения:

1–4. Анализируем утверждения 1–4 в контексте вопроса задания и на основании предварит.текста и сути описываемых в них физ.процессов. Определяем их истинность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector